Валентине Алексеевой с 14-й Парковой улицы на днях исполнилось 100 лет. Дверь в её квартиру в старой пятиэтажке почти не закрывается. Юбиляршу поздравляют соседи, родственники, социальные работники. День рождения она отметила, как и полагается: сама накрыла на стол, приготовила салат, сварила картошечку, нарезала колбаску.
Слава богу, есть кому в этот день её навестить: внучке — пятьдесят, правнучке — тридцать. Двое праправнуков подрастают.
Подъём в шесть утра — и за работу
— Одна на всю родную деревню дожила до 100 лет. Не понимаю как, — рассказывает Валентина Михайловна. — Хорошая у меня жизнь. Правда, многое уже забыла…
Она родилась в подмосковной деревеньке Агарино. Отец был председателем первого колхоза. Прожил недолго. А мама дожила до глубокой старости.
— Она в церковь ходила, молилась. А я в церковь стала ходить только в последнее время, — говорит собеседница.
В семье было двое детей. Брат в Великую Отечественную в первые же дни погиб на фронте. А Валю война застала в Москве, где она работала счетоводом в ремонтно-строительной конторе в Сокольниках. На выходные уезжала в отчий дом помогать по хозяйству. Дом был большой. При нём сад, огород, корова, поросята, лошадь, овцы. С тех самых пор привыкла к такому распорядку: в шесть утра подъём — и за работу.
Первая бомбёжка
Вся жизнь в трудах: зимой суета московских будней, а летом при первой возможности уезжала в деревню. Там на столе всё домашнее: молоко, масло, творог, яйца, мясо. Лишь последние два года Валентина Михайловна проводит в московской квартире, в деревню не выезжает. Одну из загородных поездок — летом 1941-го — она запомнила на всю жизнь.
Возвращалась с малой родины в Москву, их поезд попал под бомбёжку. Страху натерпелась, спаслась чудом. Сослуживцы, увидев её на работе, удивились: «Как?! Жива?..»
Валентина просилась на фронт, как брат. Но ей отказали: «Куда направим, там и будешь служить», — отрезали в военкомате.
Боевую подготовку тогда проходила почти вся молодёжь. Девушка хорошо стреляла из пистолета ТТ. Отчасти это и сыграло свою роль: её направили в органы внутренних дел, назначили участковым уполномоченным.
В военное время в столице было тревожно: росло число убийств, грабежей, краж. Попадала в перестрелку и милиционер Алексеева. Однажды патруль засёк бандитов, которые пытались вывезти со склада мешки с мукой. Преступники оказались вооружены и открыли огонь по милиционерам. Напарника Валентины убили, а её опять спасло чудо: пуля пролетела мимо. «Выйду — убью!» — пригрозил стрелявший в неё бандит, когда его скрутили.
По замёрзшему пруду на коньках
После войны Валентина вышла замуж за военного. Уволилась из органов, пошла в отделение Госбанка, что в Сокольниках, там и проработала 30 лет. В выходные ходила в театр, любила лыжи и коньки: «Крепила на валенки и каталась по замёрзшему пруду», — вспоминает она.
Первого мужа Валентина Михайловна пережила. Как и второго: похоронила пять лет назад. Всем всегда помогала — сыну, внучке, теперь правнучке. Горевать и жалеть о чём-то некогда!