В 1918 году, в самый разгар Гражданской войны, на окраине парка «Сокольники» открылась первая в стране биологическая станция юных любителей природы им. Тимирязева.
Столы и стулья —из ресторанов
Одним из инициаторов её создания был председатель Сокольнического совета рабочих депутатов детский врач Иван Русаков, имя которого носит улица неподалёку.
Место выбирали живописное, богатое флорой и фауной. Выбор пал на северную окраину Сокольнической рощи на границе с Лосиным Островом: вековые сосны, Яуза, пруды, болота, открытые лужайки.
Первым помещением стала одна из бывших купеческих дач на 6 м Лучевом просеке (не сохранилась).
«Спешно на даче расставили и заселили живыми объектами небольшие аквариумы, террариумы, инсектариумы, на участке поставили улей с пчёлами, оборудовали и заселили птицами вольеры», — вспоминал первый руководитель биостанции юннатов Борис Всесвятский.
Биостанцию обставили столами и стульями из закрывшихся по соседству ресторанов, а Иван Русаков помог раздобыть микроскопы.
Насекомники и водолюбы
В июне 1918 года в районе развесили афиши: «Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодёжь, любящие природу и желающие её изучать, приглашаются записываться практикантами на станцию юных любителей природы. На станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчёл) и других животных; опыты над раз личными растениями, составление коллекций и т.д. Приём бесплатный, число мест ограниченно».
Работали четыре кружка: огородники (ботаники), птичники (орнитологи), насекомники (энтомологи) и водолюбы (гидробиологи). У каждого кружка появился свой уголок живой природы, за которым ревностно ухаживали.
Самым популярным был кружок орнитологов. Особенно ребята любили ночные наблюдения за птицами в Сокольнической роще. «В 1 ч. 30 мин. Послышалась первая песня самой ранней певицы — горихвостки.
В 1 ч. 47 мин. запели зарянки и певчие дрозды… В 2 ч. 30мин. слетел со своего гнезда сокол сапсан, издав резкий крик: кьяк кьяк кьяк. В 2 ч.33 мин. раздались призывные крики большой синицы: пиньпинь, тарарах. В 2 ч. 47 мин. запела чечевица, выговаривая: «Витю ты видел?» — подробно записывали юннаты звуки ночного леса.
Четверть бублика и кусочек пирога
При биостанции действовала школа колония (интернат). Большинство ребят были сиротами, у кого-то родители воевали. Как вспоминал бывший воспитанник писатель Александр Крон, все вещи, кроме одежды, были общими. Переданные воспитанникам продукты от родных шли в общий котёл и поровну распределялись между всеми. «Помнится, я был очень удивлён, когда на второй или третий день пребывания в колонии, явившись в столовую к утреннему чаю, нашёл рядом со своей кружкой четверть бублика и крохотный кусочек пирога с повидлом — это была моя доля из общего котла», — писал Александр Крон.
Опыт биостанции в Сокольниках начал распространяться по столице и другим городам. В 1930 х годах биостанции юннатов передали здания на Ростокинском проезде. Сейчас здесь располагается Московский детский эколого-биологический центр.
Федеральный детский экологобиологический центр: Ростокинский пр., 3, тел. (495) 603-3015. Страница «ВКонтакте»: vk.com/ecobiocentre. В настоящее время запись в тематические секции возможна для учащихся 9-11х классов.