Профессия штурмана появилась более трех веков назад, но использовалась изначально в военно–морском деле. С выделением авиации в отдельный род войск необходимость в таких специалистах возникла и в небе.
В марте 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция в составе авиационного командования. В обязанности станции входило проведение аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолетах точных приборов, изучение вопросов аэронавигации, разработка методик и нового оборудования. В этом году штурманской службе Военно-воздушных сил России, которая ведет отсчет своей истории с создания Центральной аэронавигационной станции, исполняется 108 лет. В Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы рассказали о работе штурманов ГКУ «МАЦ».
Сейчас в Московском авиационном центре работают четыре штурмана: Георгий Одарченко, Игорь Кучук, Сергей Погребной и Сергей Ребров. Каждый из них прошел службу в Военно-воздушных силах России и заслуженно считается настоящим профессионалом, способным выполнять задачи в сложных условиях мегаполиса. Их ежедневная работа напрямую связана с прокладыванием курса, исчислением перемещения вертолетов на цифровой или топографической карте, контролем за работой навигационных приборов. Они рассчитывают время полета и минимальную безопасную высоту на отдельных участках маршрута, а также необходимое количество топлива. Именно эти специалисты отвечают за радиосвязь с наземными пунктами управления воздушным движением.
Один из них, старший штурман летного отряда авиацентра Сергей Погребной, еще с детства по совету отца решив связать свою жизнь с полетами, закончил Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов. После окончания учебного заведения стажировку специалист проходил на самолетах Ил-76.
«Каждый курсант военного училища на всю жизнь хранит в памяти день выпуска — у меня он был 21 октября. Ты стоишь на плацу родного училища в новой, уже офицерской форме среди своих друзей, будущих покорителей неба, и тебя охватывает гордость от причастия к великому летному делу. Встреча с близкими для курсантов всегда долгожданное событие. Меня тогда приехали поздравлять мама и моя будущая невеста», — поделился воспоминаниями Сергей.
Следующий шаг для каждого выпускника — это распределение. Волей случая штурмана отправили служить на вертолете Ми-6. Для Сергея, который годы в училище потратил на освоение самолетов, новый вид техники потребовал долгого переучивания. Но это событие стало судьбоносным – через много лет Погребной пришел на должность штурмана в Московский авиационный центр для работы на вертолете Ми-26.
«Переучиваться было, конечно, непривычно. На винтокрылых машинах, в отличие от самолетов, разные скорости, принцип навигации и высота полета. Например, вертолет не поднимается выше 150–200 метров над землей. Осваивали сначала теоретическую часть, потом переходили к практическим занятиям и в конечном итоге к полетам. Но этих трудностей я не боялся — с ними приходится сталкиваться практически каждому штурману, такая уж у нас служба», — рассказал Сергей Погребной.
В 1986 году специалист перешел на новый тип вертолетов Ми–26, которые базировались под Самарой. За годы службы главной задачей Сергея была перевозка крупногабаритных грузов на внешней подвеске и внутри фюзеляжа.
«Службу в армии я закончил в 2013 году. А уже в 2015 я устроился в Московский авиационный центр, успешно пройдя летную комиссию и собеседование на должность штурмана вертолета Ми-26. Сначала было, конечно, страшновато: новый огромный город, гражданская служба. Но местный коллектив авиацентра – просто потрясающие люди, всегда поддерживают друг друга и помогают во всем. Ну и конечно чувствуется армейская выправка ребят и годы военной службы за плечами. Коллеги — это моя сила и опора», —рассказал Сергей.
Штурману всегда необходимо иметь при себе нужную документацию – карты, справочные материалы, которые он с летчиком составляет сам, данные по радиосвязи, навигационные расчеты по предполагаемым маршрутам, методички по работе с оборудованием, таблицы перевода футов в метры и многое другое. Кстати, эта информация необходима как при экстренном реагировании, так и на плановом маршруте.
Важно отметить, что штурманы в Московском авиацентре обязательно поднимаются в воздух и в составе экипажа Ми-26, и, при необходимости, Ка-32. Со другими типами винтокрылых машин (ВК117С-2 и Bell-429) работают на земле, помогая по картам проложить маршрут или рассчитать расстояние в случаях пилотирования в условиях повышенной сложности, что является несомненной особенностью летной службы авиацентра.
От штурмана зависит вся навигация вертолета
«Штурман — это мозг вертолета. Если летчик пилотирует, то от штурмана зависит вся навигация винтокрылой машины в воздухе: место взлета, учет погодных условий, сброс воды, расчет количества топлива, планируемый маршрут и место посадки», —поделился специалист.
Про штурманское дело Сергей скромно говорит, что у него обыкновенная работа, как у всех. Но именно она приносит ему удовольствие уже более чем 34 года практически ежедневной службы.