3 февраля сценаристу Александру Бородянскому исполнилось 80 лет. За полвека Александр Эммануилович создал десятки сценариев, в том числе к таким популярным фильмам, как «Город Зеро», «Зимний вечер в Гаграх», «Душа», «Мы из джаза», «Ворошиловский стрелок», «Дежавю». По словам Александра Бородянского, некоторые задумки фильмов рождались в нашем округе.
Изначально Афоня был штукатуром
— Ваш путь в кинематограф начался со сценария к фильму «Афоня» — пожалуй, самой народной из советских комедий. Как удалось с дебютной работой войти в золотой фонд отечественного кино?
— Тут был элемент везения. «Афоня» стал моей курсовой работой на 3-м курсе ВГИКа, даже не дипломной. Сначала я хотел сделать своего героя маляром-штукатуром, ведь это была моя профессия: я зарабатывал этим на жизнь у себя на родине, в Воркуте. Но потом понял, что у сантехника шире круг общения. Говоря современным языком, он — медийная фигура.
— Помню, личности сантехника было посвящено немало выступлений советских сатириков.
— Да, беспроигрышный типаж. Но курсовая была встречена прохладно, руководитель творческой мастерской ВГИКа начертал резолюцию, что, дескать, сценарий смахивает на антисоветчину. Тут бы и конец моему Афоне, да мне подсказали идею: послать сценарий на конкурс, проводимый ВЦСПС — главным органом советских профсоюзов. Я не верил в успех, ведь мой Афоня — далеко не пример для подражания, верно? И вдруг — первая премия! Как сейчас помню — целая тысяча рублей.
— Огромные по тем временам деньги!
— Но главное было, разумеется, не в деньгах, а в том, что «Афоней» заинтересовался «Мосфильм» в лице Георгия Данелии. Он внёс свою лепту в сценарий. Например, у меня изначально предполагался совсем иной конец. Афоня всё-таки садится в самолёт на сельском аэродроме, прилетает в незнакомый город. И бредёт по улице, потерянный. Но однажды, когда обсуждали будущий фильм с Данелией и Викторией Токаревой, писательницу озарило. А что, если в конце приземляется «кукурузник», из него выходит Катя, идёт навстречу Афоне и говорит о телефонном звонке? Мы приняли этот финал.
Зимний вечер на «Мосфильме»
— Вы много фильмов сняли в тандеме с Кареном Шахназаровым. Что запомнилось из совместной работы?
— Историю о чечёточнике для фильма «Зимний вечер в Гаграх» нам подсказал осветитель, который когда-то был виртуозным исполнителем степа. Начальство «Мосфильма» дало добро, поставили кино в план, но с условием: съёмки будут зимой и в рабочем названии должно быть слово «вечер». Мы расстроились, конечно, ведь зимой снимать сложно: световой день очень короткий. И вот мы выходим на улицу, и Карен говорит в сердцах: «Вечер будет зимним… Пускай. Но — в Гаграх!» «Дежа вю» зарождался в Измайлове
— Как возникла идея этой советско-польской комедии?
— Польский режиссёр Юлиуш Махульский познакомился с московской красавицей Елизаветой Вергасовой, она работала моделью у Вячеслава Зайцева. И влюблённому Юлиушу срочно понадобился повод для того, чтобы приезжать в СССР. Тут-то и возник проект фильма «Дежавю». Лиза жила в Измайлове, недалеко от метро, перед их свадьбой мы с Махульским часто к ней ездили. Без измайловской красавицы фильма точно бы не было.
— Сейчас продолжаете работать?
— Преподаю во ВГИКе, пишу сценарий фильма о Сталине. Обитаю на даче, здесь со мной жена Татьяна, с которой мы вместе уже 54 года. И ещё — мои пушистые друзья, четыре кота и кошка. Они создают уют.
— Вы за здоровый образ жизни?
— В целом — да. В 1981 году, когда мне было 37 лет, я стал самым молодым пациентом кардиологии в больнице Союза кинематографистов на 15-й Парковой улице. Врач взял с меня обещание, что, если брошу курить, он разрешит мне прогулки по Сиреневому бульвару. Пришлось держать слово. С тех пор Сиреневый бульвар для меня стал символом здоровой жизни, и я полюбил активную ходьбу.