В Казани испытывают беспилотный грузовик, который разработал Владислав Южаков — автоинженер, аспирант Московского политехнического университета на Большой Семёновской улице. Без водителя автомобиль сможет доехать до пункта назначения даже по абсолютному бездорожью.
Пригодится геодезистами фермерам
Полностью обходиться без водителя беспилотный КамАЗ пока не может. Грузовик порой увязает в колее, буксует в глубоких лужах. Но система, разработанная Владиславом, «учится» очень быстро.
Это компьютерная программа, которая с помощью специальных контроллеров способна управлять всеми узлами авто — от тормозов до движка. И недалёк тот день, когда она сможет справляться с ситуациями, которые не по плечу даже бывалому шофёру.
По мнению Владислава, беспилотный КамАЗ может пригодиться не только для грузоперевозок, но и, например, для геодезических исследований. Со сбором информации такой беспилотник справится быстрее, чем если бы за рулём сидел водитель.
— Модель предназначена также и для предприятий нефте- и газодобывающей промышленности, и для сельхозпроизводителей, — говорит Владислав.
Попробовал на «Татрах»
Разработкой систем для беспилотных авто Владислав занимается не один год. Впервые его ноу-хау применили в Чехии, где молодой человек часто бывал в студенческие годы и сумел заинтересовать своим проектом угольщиков.
Без водителей стали ездить «Татры». В городе Остраве эти мощные самосвалы используются на карьерах. Грузовики курсируют по короткому маршруту. Для испытаний беспилотного управления— то что надо.
Сейчас разработка Влада действует на десятках карьерных самосвалов в Чехии и экономит сотни литров бензина в месяц. Летом в кабине беспилотника не нужен кондиционер, а зимой — печка, на работу которых тратится топливо.
Водитель заноса даже не заметил
В 2020 году Владислав разработал программу для беспилотного управления шоссейными тягачами.
Опробовали её на грузовике «Вольво». Машина проехала по Центральной кольцевой автодороге в Подмосковье. Рядом шло авто сопровождения. Система работала как часы, без единого сбоя.
С тех пор грузовик поколесил по дорогам России и Европы. Самый длинный маршрут — от Москвы до Новосибирска. Предварительно Владислав проехал его вместе со своим братом на обычной фуре.
— При повороте на одном из горных перевалов Урала нас занесло. Полуприцеп выскочил на встречку. Повезло, что никого не задели. При разработке системы этот случай я учёл, — говорит инженер.
Во время пути до Новосибирска за рулём беспилотника для подстраховки сидел водитель. На перевале фуру вновь занесло.
— Система среагировала моментально: грузовик тут же выровнялся. Водитель в кабине момент заноса даже не почувствовал, — рассказывает Владислав.
Прогноз погоды придёт мгновенно
Сейчас у Владислава новая задача: разработать систему управления целым автопарком. Она сможет прокладывать маршрут в объезд пробок и выбирать время, когда на трассах меньше всего машин.
Кроме того, фуры смогут обмениваться информацией о дорожной обстановке, погодных условиях. Например, если идёт дождь, то риск заноса увеличивается. Нужно сбросить скорость. Эту информацию автоматически получат все грузовики, подъезжающие к участку с плохой погодой.