Полюбоваться на уникальные машины, выпущенные в СССР, и узнать их истории можно в Музее завода ЗИЛ в Сокольниках (ул. Сокольнический Вал, 1а).
Домкрат для стекла
— Завод ЗИЛ (ранее ЗИС — Завод имени Сталина) выпускал немало интереснейших авто, — рассказывает директор музея Юлия Куклина. — И это не только знаменитые грузовики, но и машины, предназначенные для первых лиц государства, и вездеходы, предназначенные для решения особых задач.
Например, в музее можно узнать истории автомобилей, которые выпускали лично для товарища Сталина и под его контролем. Известно, что Иосиф Виссарионович очень трепетно относился к своей безопасности. Поэтому его автомобиль ЗИС, на котором он ездил последние годы жизни, имел усиленное бронирование: днище могло выдержать взрыв гранаты. Любопытно, что 70-миллиметровое бронированное стекло невозможно было поднять обычной ручкой. Для этого сконструировали особый домкрат: ручку надо было не крутить, а качать вверх-вниз.
Хрущёву не пригодилось
Одна из звёзд коллекции музея — машина ЗИС-110П. Ранее этот лимузин нигде не экспонировался. «П» означает «полноприводный». Но внешне он ничем не отличается от классических правительственных машин ЗИС-110 и 115. Уникальный броневик оказался невостребованным: Сталин просто не выезжал туда, где нужен был внедорожник такого класса. Предполагалось, что машина пригодится Хрущёву — этот любил выезжать в колхозы! Но туда, где дороги были так себе, Никиту Сергеевича не возили. Таких машин было создано всего три.
Иномаркой так и не стал
Интересна история автобуса «Юность ЗИЛ-118». Машина по своему времени была абсолютно новаторской. В начале 1960-х годов аналогов ей не существовало. И это при том, что создавали его буквально на добровольческих началах, во внеурочное время. На автобусном фестивале в Ницце многоместный «ГранТуризмо» из СССР забрал в общей сложности 12 наград различного достоинства. Ни до, ни после советским машинам такое не удавалось.
— Сам Генри Форд во время визита в СССР был очарован «Юностью» и даже хотел приобрести лицензию на выпуск автобуса на своих заводах, — говорит Юлия Куклина. — Но дальше проектов дело не пошло. Так наша «Юность» и не стала иномаркой. А ещё в музее показывают спецмашину для спасения космонавтов, первый советский грузовик АМО-Ф15, ЗИЛ 111 — такую модель подарили первой женщине-космонавту Валентине Терешковой — и много других интересных экземпляров.
Посещение бесплатное. (0+)
Сайт музея: zil-museum.ru