В долгой поездке многие родители не ломают голову над тем, чем занять маленького ребёнка: телефон в руки — и вся недолга. При этом есть множество способов развлечь чадо, а заодно развить его речь, память, мышление, воображение, моторику, считает педагог, коррекционный психолог школы №920 в Новогирееве Елена Спильная.
— Очень важно, чтобы, играя, родитель был сам весел и задорен, тогда будет царить атмосфера праздника и время пролетит незаметно, — говорит она.
Мир за окном
Для игры можно использовать всё вокруг. Давай считать, сколько тополей мы проехали. А теперь посмотрим на небо. Ой, это облако похоже на дракона: смотри, какие у него хвост, лапы, а вот и голова. А это облако похоже на лошадку, правда? А давай вспомним песенку: «Облака, белогривые лошадки…»
Обязательно похвалите малыша: «Какой ты внимательный, ты очень много видишь и замечаешь!»
Мама четырёхлетних двойняшек Кати и Лики была уверена, что развлечь её девочек способен только планшет. Но нельзя же усадить за него детей на много часов в поезде.
— Я предложила им другой «планшет» — за окном. Игра, пожалуй, больше понравилась маме, которая сама с трудом в последнее время отрывалась от гаджета, — говорит педагог. — И никаких капризов в дороге не случилось. Девочки не отрываясь смотрели на меняющуюся картинку за окном и с восторгом комментировали.
Игра в слова по-новому
Предложите малышу подумать и назвать звук, на который начинается или заканчивается то или иное слово, посчитать все звуки в простых словах: например, «лук», «рука», «машина». Давай прохлопаем слово по слогам: мо-ло-ко — три слога, ло-шадь — два слога, торт — один слог, и так далее.
— Пятилетней Маше никак не давался звук «л», — говорит Елена, — девочка даже избегала его. Я предложила родителям игру. Подбираем слова на «л»: ты слово — я слово. Останавливаем игру, когда один из нас не сможет вспомнить слово. Побеждает последний назвавший. Так и играли в поезде. Маша очень увлеклась и даже победила! Позже она уже сама просила маму поиграть с ней в слова.
Пальчиковый театр в машине
По дороге остановились пообедать. Под рукой оказались салфетки. «Оживим» их: сделаем из них трубочки на пальчики, нарисуем на трубочках сказочных героев и поиграем в театр. Можно поставить сказку, воспользоваться готовым сюжетом или придумать самим. Героем, как у Андерсена, может стать любой предмет: «Жили-были башмак, рюкзак, салфетка…»
Родители шестилетнего Саши боялись первого путешествия. Сам Саша неусидчив, а младшая сестра вообще ракета. Книги с яркими картинками и раскраски не особо вдохновляли. Дети не могли посидеть смирно и пяти минут. Педагог посоветовала взрослым не запрещать что-то, а поощрять желание творить. Детям дали салфетки и помогли превратить их в героев сказки про репку. Когда поездка закончилась, они бережно сложили бумажных актёров в сумку, чтобы потом ставить спектакль дома.
Дождик для непоседы
Видите, что ребёнок устал сидеть, капризничает. Предлагаем ему подвигаться в ограниченном пространстве, но не просто сделать разминку, а представить себя дождиком.
Игра заключается в том, что ребёнок повторяет за взрослым движения: сильные хлопки — сильный дождь, потирание ладоней друг о дружку — мелкий дождь, топанье ногами и хлопки — ливень. Чередуем движения, ускоряя темп. Дети всегда рады постучать ногами и похлопать руками. Можно добавить чистоговорки — кто быстрее и чище скажет. Например: «Дождик, дожик, не дожди. Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому!»