Ударил оглушительный пушечный выстрел — торжественная церемония началась. Белоснежная ткань медленно сползла с памятника, открывая мощную фигуру гвардейца Семёновского полка, шагающую в вечность. Рота почётного караула комендатуры Кремля демонстрировала сложнейшие приёмы владения оружием: парадные карабины, словно птицы, летали в воздухе, поражая чёткостью и слаженностью движений. Настоящее военное искусство. В конце торжественной церемонии бронзовый монумент на Семёновской площади освятили. Было это в 2008 году.
Пулям не кланялись
Я пришёл посмотреть на этого гвардейца. Он, как и несколько веков назад, стоял во весь рост — в мундире петровских времён, треуголке, ботфортах. Под номерной пуговицей билось его пылкое бронзовое сердце. В руках ружьё и подзорная труба. Сбоку сабля. Общий тон, как говорят художники, выдержан. В сборе средств на памятник семёновскому гвардейцу участвовали многие жители района Соколиная Гора. Этот солдат — герой многих сражений. От Нарвы до Полтавы, от Аустерлица до Бородина. Он пулям не кланялся. Он, кроме Бога, вообще никому не кланялся.
Я присел на низкую гранитную ограду, окружившую семёновского гвардейца. На брусчатке был выложен Георгиевский крест, по которому бегали голуби, женственно виляя всем телом. Вокруг распускался шиповник, испуская из себя густой медовый запах. В жаркий полдень тени становились короче и уходили в самих себя. Закрыв ладонью солнце, я читал на чугунной табличке памятника: «Мы верно служили при русских царях. Дралися со славою честью в боях. Страшатся враги наших старых знамён. Нас знает Россия с петровских времен» (из полковой песни Семёновского полка).
Меч всегда не в ножнах
Полк был сформирован Петром I из потешных войск села Семёновского (отсюда и название). Тогда стрелять научались раньше, чем писать, и мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой. «Мы не вкладываем меч в ножны, даже когда идём за плугом» — девиз офицеров Семёновского полка. Интересно, что даже, быть ли невесте женой офицера, решало офицерское собрание. Без его одобрения офицер не женился. И уж затем храбро шёл не только на войну, но и под венец. Из рядов Семёновского полка вышел генерал-фельдмаршал князь Голицын (он поступил в полк барабанщиком 12 лет от роду). Здесь же начинал службу великий полководец Александр Суворов. Он берёг жизнь простого солдата. Даже запрещал есть перед боем: вдруг в живот ранят.
Так начиналась гвардия
Памятник русскому гвардейцу Семёновского полка стал вторым в округе памятником гвардейцам петровского времени. Другой был поставлен солдату Преображенского полка Сергею Бухвостову на Преображенской площади в 2005 году. Бухвостов первым пришёл записываться в потешное войско Петра I, ставшее основой русской гвардии. Автором обоих памятников стал народный художник России, скульптор Вячеслав Клыков. Семёновский и Преображенский лейб-гвардии полки — старейшие элитные полки гвардии Российской империи. С них началось формирование регулярной Российской армии. Они стали олицетворением силы и стойкости русского оружия в защите Отечества. Не случайно на штандарте Семёновского полка — двуглавый орел и корона, обрамлённые пальмовыми ветвями с орденом Святого Андрея Первозванного. А полковой нагрудный знак Преображенского полка сегодня в гербе района Преображенское.
Я смотрю на молчаливые памятники русским гвардейцам. Мне важно, каким мылом эти люди пользовались, что ели, по каким улицам ходили. Солдаты, сломавшие не одну войну, и сегодня с нами. Они заставляют нас, живых, задумываться о главном — о войне и мире. Понятно, что история пишется оружием всегда. Но я верю, что наступит время, когда не будет ни войн, ни границ, ни вражды. Может быть, наивно. Пусть. Но разве мы все не хотим этого — для себя, для детей, для внуков?!.