В редакцию обратился житель района Сокольники Дмитрий Павлов. Возле его дома на Русаковской улице работает ломбард. «Хочу воспользоваться его услугами, но сомневаюсь в его легальной деятельности. Как его можно проверить?» — спрашивает читатель.
На этот и другие вопросы редакция попросила ответить эксперта Банка России Ольгу Ананьеву.
Кто контролирует работу участников финансового рынка
При малейших сомнениях уточняйте информацию в Банке России. На сайте www.cbr.ru есть раздел «Проверить участника финансового рынка». Тут публикуют сведения о любой компании, поднадзорной Банку России, будь то банк, страховая компания, потребительский кооператив или ломбард.
Здесь же есть ссылка на список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности. С ними дело иметь не стоит. Если в соцсетях вам назойливо предлагают «быстро заработать деньги», о таких фактах можно сообщить, заполнив форму анонимного информирования на этой же странице.
Если стали жертвой финансовых мошенников
В этом случае надо подать жалобу в Банк России и обратиться в полицию — в отделение лично или заполнить заявление на сайте www.мвд.рф в разделе «Приём обращений». Заявление пишется в свободной форме, но в нём надо подробно описать, когда и как на вас вышли мошенники, что они вам обещали, сколько денег вы им заплатили. Необходимо сделать скриншоты переписки, сайтов или страниц в соцсетях, сканы выписок или чеков о переводах.
При подаче заявления в отделении полиции нужно взять талон, по номеру которого можно проверить статус обращения. В случае подачи заявления через сайт на электронную почту придёт код, по которому также можно отследить ход рассмотрения вашего дела.
Обещали доход 16%, а получилось всего 9%
Если финансовая организация рекламирует свои продукты и обещает годовой доход 16% годовых, а человек в итоге получает, скажем, 9%, значит, имеет место нарушение закона «О рекламе». На недостоверную рекламу необходимо жаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Обращение можно оставить в разделе «Обратная связь» на сайте www.fas.gov.ru, отправить по электронной почте или через портал «Госуслуги».
К слову, по закону «О защите прав потребителей» любая компания обязана предоставлять клиенту полную и достоверную информацию о своих продуктах и услугах, чтобы он мог сделать правильный выбор. Если вас ввели в заблуждение, в том числе о финансовых услугах, можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Обращение проще всего направить через форму на сайте rospotrebnadzor.ru. При обращении очень важно приложить к жалобе подтверждение того, что вас намеренно ввели в заблуждение, иначе компания может уйти от ответственности.