Пожалуй, самый необычный православный праздник мы будем отмечать 4 ноября. С некоторых пор он стал ещё и государственным — то есть не только день Казанской иконы Божией Матери, но и День народного единства. К тому же это редкий случай, когда одну и ту же икону чествуют дважды в год. Сейчас будет так называемая осенняя Казанская. А 21 июля была летняя.
Почему так? Разбёремся. Популярной икона стала с самого своего чудесного явления в 1579 году в Казани. Тот день и считается первым летним праздником образа. Молитвы перед этой иконой помогали многим людям. Но главное — сила таких молитв проявлялась в военные времена, когда решались судьбы всей страны.
Так было и в 1612 году, когда народное ополчение Минина и Пожарского, осененное Казанской иконой, выбило польских захватчиков из Москвы. Этот день стал осенним праздником иконы.
Но и в другие пиковые моменты нашей истории именно молитвы у Казанской иконы воспринимались в народе как судьбоносные. В 1709 году, перед Полтавской битвой, царь Пётр с войсками молился перед этим образом о победе. Особо почитал Казанскую Суворов. Специальный молебен перед этой иконой совершали в 1812 году при отбытии Кутузова в действующую армию. Множество молитв перед образом возносилось и в Великую Отечественную. Как и во все времена, когда мужчины уходили на бой, а женщины молились у Казанской иконы.
Вот как начинается стихотворение «У Казанской Божьей Матери» поэта Серебряного века Сергея Городецкого, опубликованное в начале Первой мировой войны: У Казанской Божьей Матери тихо теплятся огни. Жёны, дочери и матери К Ней приходят в эти дни. И цветы к Её подножию Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией Охрани ушедших в бой». И сегодня эти строки звучат пронзительно.