«По праздникам Москва гудела колокольным звоном и исходила запахом пирогов. Зимой — утопала в снежных сугробах» — так описывает дореволюционную Москву в своей книге главный научный сотрудник Исторического музея Вера Бокова.
Лихачи гоняли по Майскому просеку
Одной из главных зимних забав москвичей было катание на санях. После Рождества, когда можно свободно предаться увеселениям, горожане, чаще купеческого звания, нанимали тройки, чтобы со свистом и под звон бубенцов прокатиться по Первопрестольной. В Сокольниках тройки носились по тем же прогулочным аллеям, где в летнее время не спеша ездили пролётки. Самое захватывающее катание было по просторному и протяжённому Майскому просеку и по Богородскому шоссе.
Незаменима была тройка, чтобы стремительно и с шиком подкатить к загородному ресторану. К концу XIX века у состоятельной публики вошло в моду встречать Новый год именно в ресторациях, а не дома. В Сокольниках одним из самых известных заведений был «Золотой якорь», где и кормили, и развлекали. Здесь пел русский хор под управлением знаменитого в те годы Ильи Скалкина, который вскоре стал владельцем ресторана. Послушать скалкинский хор приезжали со всей Москвы.
На Рождество и Крещение — без лицедейств!
Ещё одно место, куда москвичи стремились попасть на праздничные новогодние программы, был театр-варьете «Тиволи» на Сокольнической площади. В декабре 1916 года журнал «Варьете и цирк» отмечал большую и разнообразную программу «Тиволи»: «Очень эффектна каскадная этуаль (франц. — «звезда») Н.А.Княжинская. Интересны известные эксцентрики Бостон-Филадельфия. Изящна эквилибристка на проволоке m-ll Тамара».
В этом же журнале было размещено напоминание антрепренёрам и артистам лёгкого жанра, что запрещено устраивать представления в дни празднования Рождества, 25 декабря, и Крещения, 6 января. Это были официальные выходные дни в честь двунадесятых праздников.
Рождественские и новогодние дни посвящали визитам. Для мелких чиновников, которые должны были посетить вышестоящих начальников и расписаться в специальных книгах, а также для обладателей многочисленной родни эти поездки превращались в настоящую пытку, которую во
всех подробностях описал в своих рассказах Антон Чехов.
«Две-три тушки свиные…»
В праздничные дни даже не у самых зажиточных хозяев было обильное застолье. Плавал сдобный запах пирогов, которые начинали печь с Рождества. С рыбой, вязигой, яйцами, капустой…
Пахло жареным гусем, уткой или индейкой. Обязательно было блюдо из свинины.
«Две-три тушки свиных необходимо, да чёрных поросят, с кашей жарить, десятка три, — описывал предстоящую к Рождеству закупку провизии писатель Иван Шмелёв в книге «Лето Господне» (отец будущего литератора брал подряды у властей на организацию зимних увеселительных городков возле Кремля, так что мог всё это себе позволить), — да белых, на заливное молошничков, два десятка, чтобы до заговин хватило, да индеек-гусей-кур-уток, да потрохов, да ещё солонины не забыть, да рябчиков сибирских, да глухарей-тетёрок». На рождественские каникулы домой приезжали студенты, к родным отпускали воспитанников закрытых учебных заведений.
Многие учреждения прекращали работу с 24 декабря. Так что гостеприимные дома и центральные улицы действительно гудели от шумных компаний.