В век смартфонов мы всё реже берёмся за ручку и лист бумаги. Иногда бегло ставим подпись в документах — и на этом всё. Впрочем, даже маленькая закорючка в автографе способна выдать многие наши секреты.
Как по почерку и подписи раскрывают преступления, корреспонденту «ВО» рассказала главный эксперт-криминалист УВД по ВАО подполковник полиции Татьяна Донцу.
Буквы могут выдать страх
Как ни странно, главный инструмент для почерковеда — его глаза. Специалист сначала определяет, выполнена ли запись пишущим прибором или с применением какой-либо офисной техники. Микроскоп помогает исключить техническую подделку.
— Мы определяем конкретного исполнителя рукописи или подписи, — говорит эксперт. — Если человек нервничал или был напуган, это отразится на письме.
Подпись мошенников неуверенная, при подделке рука дрожит, и она получается неровной, тогда как автор собственной подписи выполняет её не задумываясь.
Легко определить и то, напечатали подпись или сделали от руки: от ручки или карандаша остаются характерный след и нажим, а напечатанный экземпляр будет без нажима.
Дело о кредитах
Большинство экспертиз, которые проводят почерковеды, сейчас связаны с кредитными махинациями и делёжкой наследства.
— Недавно разоблачили мошенника в ВАО, который набрал десятки кредитов по поддельным паспортам. Когда подошло время внесения платежей уже реальным людям, то есть тем, на чьи имена он брал кредиты, стали звонить из финансовых организаций и требовать выплату. Потерпевшие обратились в полицию, и тут уже в дело вступили мы, криминалисты. При исследовании документов из кредитных организаций и при сравнении с почерком мошенника стало понятно, что получил их один и тот же человек, — говорит Татьяна.
А вот родственники, которых обошли наследством, нередко так и остаются у разбитого корыта. Очень часто пожилые люди действительно отписывают своё имущество, в том числе квартиры, новым знакомым, причём делают это без принуждения. Тогда уж ничего не поделаешь.
Педанты попадаются первыми
Прокалываются жулики и на слишком тщательном ведении своего криминального бизнеса.
— Был у нас случай, когда накрыли банду экстрасенсов, которые выманивали деньги у доверчивых людей. Все свои операции с получением денег и с подробным описанием клиентов они вели в журнале. Сверив образцы почерка подозреваемых и записи в журнале, мы выявили, что они были сделаны одними и теми же людьми, — рассказывает специалист.
Ещё одни махинаторы попались на том, что делали пометки на полях возле номеров телефонов будущих жертв.
— Мошенники представлялись сотрудниками банка и плели легенды о том, что счета жителей заблокированы и надо спасать деньги. Рядом с номером телефона они отмечали, кого можно развести, кто сразу бросает трубки, а кто переводит диалог на родственника. Эти записи стали убедительным доказательством для суда, — говорит эксперт-криминалист.