78 лет назад, в июне 1944 года, были закончены все работы на новой станции метро «Электрозаводская». Хотя станцию открыли ещё в мае: торопились ко дню рождения метрополитена. Именно она определит стиль столичной подземки на долгие годы. Для работы над проектом вестибюля маститые архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх привлекли к работе своего ученика Игоря Рожина. А скульптор Георгий Мотовилов создал горельефы на платформе и композицию «Метростроевцы в забое» перед входом в метро.
Слишком много стахановцев
В конце 1930-х годов, когда станция проектировалась, по всей стране развернулось стахановское движение. Архитекторы решили в каждом пилоне (несущая опора) сделать ниши, в которых поставить бюсты героев-стахановцев. По словам архитектора Игоря Рожина, идея имела успех. Но стахановцев оказалось слишком много: шахтёры, колхозники, заводчане… Выбрать из огромного количества передовиков самых достойных для увековечения так и не смогли. Тогда вместо бюстов стахановцев на пилонах решили разместить горельефы со сценами труда, благо рядом со станцией находился Московский электроламповый завод. Как говорится, натура была под рукой. Но в художественный замысел внесла коррективы Великая Отечественная война. Пришлось посвящать горельефы не только будням заводчан. Подземный вестибюль станции теперь украшают скульптурные изображения авиастроителей, кузнецов, животноводов и других тружеников, помогавших ковать Победу.
Мрамор с моллюсками
«Электрозаводская» стала первой станцией метро, для отделки которой применили самую нарядную разновидность мрамора — «салиэти». Его добывали в Грузии. Во время работы архитекторы долго не могли подобрать цвет путевой стены, которую обычно рассматривают пассажиры в ожидании поезда.
— Однажды она привиделась мне во сне красной. Такой мы и воплотили её — из красивого грузинского мрамора, — вспоминал Игорь Рожин.
После этого «салиэти» начали широко использовать при отделке следующих станций метро и сталинских высоток, где часто встречаются полы и колонны малинового или вишнёвого оттенка с бежевыми прожилками. А главное — они пестрят вкраплениями древних кораллов и раковин.
— Эта горная порода образовалась из красного известкового ила, накопившегося на дне тёплого юрского моря, — объяснял изобилие окаменевшей морской живности доктор геолого-минералогических наук Сергей Наугольных.
Высокий гость в «посудной лавке»
Трагикомичная история связана с необычным потолком «Электрозаводской». По задумке авторов проекта, он должен был стать самым выразительным элементом вестибюля. Архитекторы наметили разместить лампочки в глубоких полусферах из алюминия. Но в разгар работ в метро нагрянула проверка.
— Когда свод был одет в эти колпаки, станцию посетил председатель горисполкома А лексан др Щербаков. Увидев ещё не законченный потолок, он с гневом спросил: «Что за посудная лавка?» — рассказывал Игорь Рожин.
Ровные ряды поблёскивающих плафонов действительно напоминали витрину с котелками. Архитекторам с трудом удалось убедить высокое начальство в том, что это «полуфабрикат». Позже полусферы обработали и покрасили в «каменный» тон. Догадаться что светильники алюминиевые, сейчас уже невозможно.