Исполнилось 170 лет со дня рождения Владимира Короленко (1853—1921), писателя и журналиста, общественного деятеля, слава которого не уступала авторитету его современника Льва Толстого. Повести «Дети подземелья» и «Слепой музыкант» входили в школьную программу. А его афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» стал крылатым.
Знаменитый писатель не раз гостил у однокашника Демьяна Мочальского, директора Измайловского лесничества. Об их многолетней дружбе рассказывают автобиографические произведения Короленко и воспоминания современников.
Не устоял перед соблазнами
Адрес Демьяна Ивановича в справочнике «Вся Москва» за 1897 год значится так: «За Семёновской заставой, Измайловский зверинец, дом Лесничества». Именно сюда Короленко приезжал каждый раз, когда бывал в Москве. Они были земляками, вместе учились в реальной гимназии города Ровно. Потом Демьян уехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне — Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а Короленко — в Петербург, в Технологический институт.
Но у будущего писателя с учёбой не заладилось. Демьян же был уже на 3-м курсе и позвал друга к себе. Владимира приняли на 1-й курс с условием, что сдаст все экзамены. Сдал. Перешёл на 2-й курс и даже получил стипендию. При этом он… участвует в студенческих сходках, читает запрещённых народников, носит с собой ключи от «широкого шкафа» — ему поручили заведовать библиотекой нелегальной литературы.
Необидчивый Тит
В апреле 1876 года потрясённый тем, что инспектор академии помог арестовать студента, Короленко написал протест, где обвинил администрацию в сотрудничестве с жандармским управлением, собрал 95 подписей. Через две недели его самого арестовали и выслали.
Демьян протест не подписывал. Но не потому, что был чужд всяких «идей», а в силу некой туповатости — таким описывал однокашника в образе студента Тита писатель Короленко в повести «С двух сторон».
Обиделся ли Демьян Иванович на друга? Вряд ли. Он был, как сказано в том же тексте, «весел по природе, и сам умно и искренно смеялся над своей тупостью». Наконец, «все чувствовали, что Тит один среди нас серьёзный человек… У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. И он с ранних лет делал это дело с великими усилиями».
Лесничий царской усадьбы
К моменту выхода повести Демьян Иванович отработал лесничим в двух уездах и был назначен управляющим Измайловским удельным имением — бывшей царской вотчиной. Начал с устройства просек. Вторым шагом стали мелиоративные работы. Третьим — высадка новых пород, которые раньше в Измайлове не росли: маньчжурский орех, каштан, сибирский кедр.
В 1888 году вдоль Измайловского проспекта под его руководством была заложена лиственничная аллея. За 40 лет работы в Измайловском лесничестве Мочальский обустроил более 400 гектаров леса, множество дорог, прудов, мостов, построек.
Проектировал Благушу
В начале 1890-х годов началось освоение Благуши — большой территории к западу от Измайловского удельного имения. Мочальский был среди тех, кто разработал планировку нового района, проложил первые улицы. В августе 1906 года Демьян Иванович вошёл в комиссию по сооружению храма Дмитрия Салунского на Благуше. В одной из газетных публикаций 1958 года, посвящённых столетию Короленко, была напечатана фотография: писатель в гостях у Мочальского в измайловском доме. За чайным столом также дочь лесовода Галина Демьяновна. Кипит самовар, колышется белая занавеска, за окном видны стволы деревьев. Большая часть из них растёт и сейчас.