Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 06 мая 2022 в 15:00 | Текст: Алексей ТУМАНОВ

Капитан 1-го ранга Николай Черкашин рассказал о своих приключениях

Николай Черкашин — капитан запаса 1-го ранга, журналист и писатель, много лет прослужил на Северном подводном флоте. Скоро выходит его полное собрание сочинений — 14 томов. Он житель района Преображенское, часто встречается с жителями округа — в библиотеке им. М.А.Шолохова, в колледже железнодорожного транспорта, в школах.

С «Фантомами» рядом

— Я окончил философский факультет МГУ, сразу после вручения дипломов нам вручили и повестки в армию — на два года офицерами. Так я попал в газету «Красная звезда», — рассказывает Николай Андреевич. — Поездил в качестве корреспондента по стране, бывал и за границей. Однажды как корреспондент даже совершил полёт на самолёте Ту-95 — разведка, 18 часов в воздухе, с дозаправкой, над морем, до Малайзии и обратно.

В этом полёте их несколько раз перехватывали «Фантомы» — английские, американские. Пристраивались практически рядом, крыло к крылу, можно, было разглядеть улыбающиеся лица лётчиков. Черкашин признаётся, что было интересно, но немного не по себе: малейшая ошибка пилотов — и катастрофа. К счастью, всё обошлось.

Должен быть с ними

В Египте, в Александрийском порту, куда журналистская судьба забросила Николая Черкашина, произошла судьбоносная встреча.

К причалу подошла субмарина — потрёпанная штормами, с потёртой обшивкой. Открылся люк — и на пирс стали вылезать тени… Усталые, но счастливые моряки, подетски радующиеся тому, что для него, Черкашина, уже давно привычно: солёный свежий воздух, твёрдая земля, солнце… И тогда он сказал себе: «Я должен быть с ними».

Николай Черкашин добился перевода на Северный флот, служил заместителем командира на дизельной подводной лодке. Принимал участие в морских походах в Средиземном море и в Атлантическом океане. Он вспоминает, как проходил обряд посвящения в подводники: пришлось выпить плафон забортной воды. Жуткая горечь! И именно плафон — тот, который закрывает светильник на потолке. Ничего не поделаешь: такова традиция.

Могли помахать рукой из кабины

Нередко приходилось встречаться Николаю Черкашину и с кораблями и самолётами НАТО — англичанами, американцами.

— Работа такая: мы ищем их, они нас, — рассказывает он. — Помню, всплываем — они тут как тут: «Орионы» (противолодочные самолёты) прямо над лодкой проносятся, чуть пилотки не сбивают. Суда тоже близко подходят. Было не страшно, но интересно.

Но, по словам Черкашина, вели себя натовцы предельно корректно и даже временами дружелюбно и уважительно. Всегда отвечали на приветствия, могли рукой помахать из кабины самолёта или с борта.

Музыка в подарок

В бригаду, где служил Николай Черкашин, часто приезжали певцы, артисты. Он вспоминает, как персональные музыкальные приветы присылали им Юрий Визбор (он первым из бардов стал писать песни про подводников), Эдита Пьеха, Михаил Ножкин. Их записи они постоянно слушали в походах. Композитор Александра Пахмутова не просто приехала в гости, но и выходила на несколько дней в море, совершала погружения. В результате родилась песня, ставшая гимном подводников: «Усталая подлодка».

— Когда мы уходили из Средиземного моря, перед нами была поставлена задача: скрытно пройти Гибралтарский пролив, — говорит Черкашин. — И проходили мы его под песню Ножкина «Последний бой».

 

Опрос
Столичный Дептранс довольно часто выпускает лимитированные коллекции карты «Тройка». Только на этой неделе вышли карты ко Дню семьи, любви и верности в розовом цвете с сердечками, а также карты с достопримечательностями Москвы и других регионов. А вы покупаете тематические «Тройки»?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело