В 1870-х годах богач и меценат Георгий Лианозов у входа в Сокольнический парк решил устроить увеселительный сад с танцами, музыкой и представлениями.
Романсы, водевиль и магия
В архивах сохранилась воскресная афиша июля 1877 года. С половины пятого до семи вечера на сцене сада «Тиволи», где позже откроется один из самых популярных театров-варьете в городе, исполняли русские песни и романсы. Затем публику приглашали на одноактный фарс-водевиль. А гвоздём программы были «опыты новейшей магии» иллюзиониста Роберто Эго. «Волшебные деньги. Кто много смотрит, ничего не увидит. Волшебный мешок графа Монте-Кристо», — интриговала афиша.
Ближе к полуночи на сцену выходили бойкие куплетисты. А самым стойким посетителям увеселительного сада обещали танцы до двух ночи: «Сад иллюминируется разноцветными шарами, стаканчиками, транспарантами и освещается электрическими солнцами и фонарями».
Ночь любви у круга
На легкомысленных подмостках не стеснялись выступать вполне серьёзные оперные певцы.
«В летний сезон 1905 года Георгий Михайлович Симонов работал в оперетте, в летнем театре «Тиволи», находящемся тогда около Сокольнического круга, — рассказывал в мемуарах о своём дяде, оперном певце, Рубен Симонов — актёр и театральный режиссёр. — В одно воскресное утро, весной, наша семья должна была посетить генеральную репетицию оперетты под названием «Ночь любви», где дядя Георгий играл центральную роль. С утра начались сборы. Попасть в Сокольники в то время было непросто. Надо было ехать на извозчике. Сокольники считались далёким загородом — дачной местностью».
Несмотря на двусмысленное название, популярная оперетта была с простым и весёлым сюжетом. Как вспоминал один из основателей Московского театра оперетты Григорий Ярон, главными героями были помещик Смятка, его дочь Лиза, влюблённая в приехавшего из-за границы студента Геннадия, и лихо берущий взятки капитан-исправник. «Певцы — и тенор, и баритон, и бас, и сопрано — нашли здесь отличные арии», — отмечал Ярон.
Сборы в пользу политкаторжан
Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года артисты увеселительных заведений — в основном, выходцы из семей рабочих, крестьян, небогатых мещан — восприняли на ура. А владельцы варьете и театров миниатюр радовались отмене цензуры.
В номерах журнала «Варьете и цирк» публиковались сатирические куплеты о царской семье, объявлялись сборы в пользу бывших политзаключённых. Весной 1917 года разместили огромное поздравление: «Христос Воскресе, свободные граждане!», подписанное артистами лёгкого жанра и директорами цирков и варьете, в том числе Иваном Кучеровым, директором театра «Тиволи» в Сокольниках.
Но уже через год юмористам пришлось срочно менять репертуар. «Из театра постепенно исчезала старая публика (правда, на открытии сезона 1918 года добрую половину ещё составляли разодетые дамы и господа в визитках) и переполняла его публика новая», — писал о том времени Григорий Ярон.
Предтеча «Голубого огонька»
Жанр кабаре — короткие развлекательные номера для зрителей, сидящих за столиками, в 1960-х трансформировался в телевизионный «Голубой огонёк». Сохранилось до наших дней и историческое здание бывшего театра-варьете в Сокольниках. В середине 1920-х, по окончании НЭПа, «Тиволи» в справочном указателе советских учреждений Москвы числится «театром Сокольнического Совдепа (Сокольники)», а вскоре в нём откроют кинотеатр. Всего за вековую историю в здании сменилось несколько организаций. Сейчас здесь расположен дом молодёжи «Сокольники» и отделение Всероссийского общества по защите памятников.