Мы то — что мы едим, говори ли классики. Но не в меньшей степени и то, что мы говорим. А главное — как! Когда же начать беспокоиться за речь ребёнка? На самые частые вопросы родителей ответила учитель-логопед высшей категории школы №920 на улице Молостовых Елена Спильных.
1 В каком возрасте ребёнка лучше показать специалисту?
— В несколько месяцев ребёнок начинает гулить, потом лепетать, в год-полтора произносит первые слова, — объясняет Елена Спильных. — К двум годам у него должна быть сформирована фразовая речь и структура простого предложения. К трём годам он уже говорит. Словарный запас может быть небольшим, но это уже именно речь, а не звукоизвлечение. И если идёт отставание от нормы, стоит показать ребёнка вначале неврологу, затем — логопеду.
2 С чем связаны логопедические проблемы?
Часто — со слухом. Родители до определённого момента могут не замечать тугоухости ребёнка. Он что-то лепечет сам с собой, но не реагирует на обращения. Взрослея, ребёнок так и не может внятно произнести простые слова. Одна из мам была обеспокоена тем, что пятилетняя дочка словно отказывается общаться, подозревала задержку развития. Девочка действительно реагировала лишь на прикосновения. Выяснилось, что малышка почти не слышит, хотя интеллект сохранён. Понадобилось лечение у лора.
3 Почему дети часто картавят и шепелявят?
Им нередко мешают анатомические особенности — укороченная подъязычная связка. Ребёнок просто не дотягивается языком до зубов, чтобы чётко произнести звуки. Это можно скорректировать игровыми упражнениями. Например, дети очень любят игру «Лошадка» с цоканьем языком и логопедическим массажем. Иногда бывает нужна операция.
У меня был шестилетний ученик, которому не давался звук «р». Оказалось, что дело в той самой укороченной связке. Мальчик много занимался и приходил на логопедический массаж. Операция не потребовалась. В один прекрасный момент он «зарычал». Кроме картавости и шепелявости, бывают и другие проблемы. Дети переставляют слоги местами. Вместо «молоток» говорят «мотолок». Или глотают слоги. Вместо «река» получается «ика», вместо «нога» — «ога». Насторожить должна и каша во рту, а также повторение слов или целых фраз вместо ответа на вопрос.
4 Надо ли сюсюкать с маленьким ребёнком?
Некоторые просто считают своим долгом перейти на сюсюканье и птичий язык, завидя малыша, словно говорят с инопланетянином. А ребёнок хорошо усваивает обычные слова. Чем грамотнее будет речь взрослого, тем меньше ошибок сделает и ребёнок. Дети моментально схватывают манеру взрослых, и переучить их весьма сложно. С самого рождения говорить с ребёнком нужно, правильно ставя ударения, не глотая слоги, спокойным голосом. Помогают детские песни с понятным текстом, добрые мультфильмы, где герои тоже говорят правильно, сказки и стихотворения по возрасту.
5 Чем речевые огрехи грозят школьнику?
В 98% случаев это приводит к ошибкам в чтении и письме. Обязательно будут проблемы с написанием приставок, окончаний, определением падежей. На консультацию как-то пришла школьница 10 лет. Несмотря на занятия с репетитором, русский язык ей никак не давался. В тетради — море грамматических ошибок. Выяснилось, что девочка глотает слоги и не выговаривает окончания, спешит. То есть как говорит, так и пишет. Пришлось опять учиться словообразованию, чётко проговаривать слоги, строить простые фразы. Но чем старше ребёнок, тем сложнее исправить погрешности речи.