Семья Образцовых приехала в Сокольники в начале прошлого века. Первые спектакли только что созданного в 1930-х Государственного центрального театра кукол Сергей Образцов будет показывать тоже здесь — прямо с грузовика. Об этом напоминают книги великого кукольника.
Знал каждую сосну
До революции мать Анна Ивановна, выпускница Института благородных девиц, открыла там, где сегодня проходит Русаковская улица, частную женскую гимназию. Пост председателя попечительского совета занял отец Владимир Николаевич, в то время преподаватель Московского императорского инженерного училища, будущего МИИТа.
Образцовы снимали жильё сначала в 3-м и 4-м Полевых переулках, потом перебрались в квартиру дома Сидоровой, где гимназия занимала первый этаж. О детстве в Сокольниках Сергей Владимирович вспоминал всю жизнь. «В будние дни в огромном парке было безлюдно и тихо, — писал он в книге «Моя профессия». — Мы знали его наизусть. Знали все аллеи, все тропинки, все пруды. Знали каждую сосну». Приманивали и ловили в западню снегирей и синиц — их сажали в клетки, потом выпускали. Была дома и другая живность — собака Дружок, а также рыбки и аксолотли: их кормили мотылём, который ребята ловили в Сокольничьем пруду.
Но настоящей страстью Сергея стали голуби. У трамвайного круга, где делали оборот 6-й и 29-й, начали разбирать дом: собирались строить кафешантан. Любопытные мальчишки забрались на чердак и увидели в гнёздах, свитых около балок, недавно вылупившихся голубят. Сергей с братом принесли их домой, посадили в коробки, кормили жёваным белым хлебом прямо изо рта — с руки птенцы не ели. Вскоре голуби окрепли и улетели, а любовь к ним осталась на всю жизнь.
Театр Петрушки В 4-м Полевом переулке
Сергей впервые увидел театр Петрушки. Ширму и кукол принесли во двор два бородатых мужика с шарманкой — уличные артисты. «Мне очень понравился Петрушка, но если бы кто-нибудь из мальчишек сказал мне, что это моя будущая профессия, я б его поколотил», — писал позже Образцов. В Гражданскую войну жизнь в Сокольниках, как и во всей Москве, изменилась. Не хватало хлеба, угля, дров, керосина. «За ужином, который состоял из мороженой картошки и коричневой чечевицы, политой зелёным конопляным маслом, мы рассказывали друг другу о прожитом дне», — вспоминал он.
Учился восемнадцатилетний Сергей Образцов во ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских. И в музыкальном училище — пению. Работал в детском приюте «Улей» у Преображенской заставы. Днём вёл уроки рисования, по ночам дежурил.
В том же приюте работала учительницей Софья Смыслова. Вскоре они поженились. Родители жениха подарили молодым на свадьбу две толстые селёдки из пайка Владимира Николаевича.
В 1931 году ему позвонили из Центрального дома художественного воспитания детей и предложили заняться созданием театра кукол. К тому времени Образцов был хорошо известен как эстрадный артист. Его романсы с куклами «Минуточка», «Мы сидели с тобой», колыбельная «Тяпа» пользовались большим успехом.
Он участвовал во всех значимых концертах в Москве и Ленинграде, ездил на гастроли, фамилия Образцов значилась на афишах крупными буквами. Сцена на колёсах Ровно через год театр открылся. Вскоре его визитной карточкой станет спектакль «По щучьему велению», а после войны, в 1946 году, появился знаменитый «Необыкновенный концерт».
В 1930-х власти обратились к молодому театру с просьбой организовать во время летних каникул выездные спектакли для детей, которые остаются в городе. Театру выделили грузовик-фургон. На нём смонтировали две сцены — для представлений с марионетками и для спектаклей с перчаточными куклами. Афиши развешивались заранее. К назначенному часу двор превращался в зрительный зал. На разостланном ковре рассаживались самые маленькие.
За ними на скамейках и стульях — ребята постарше, сзади — взрослые. Подростки залезали на деревья и крыши сараев, получался амфитеатр. С верхних ярусов — из окон и с балконов — выглядывали бабушки и домработницы.
Поначалу думали работать по микрорайонам: приехал грузовик, скажем, на Хапиловку, и артисты играют спектакль в четырёх-пяти соседних дворах. Но не тут-то было. Зрители устремлялись вслед за грузовиком, чтобы посмотреть представление ещё раз. Пришлось перестроиться и ездить по удалённым друг от друга площадкам…