Храм Воскресения Христова в Сокольниках по-своему уникален. Вот уже 110 лет в певчие здесь подбирают незрячих и слабовидящих людей. Такую традицию в начале прошлого века заложил первый настоятель протоиерей Иоанн Кедров.
После революции не закрыли
Отец Иоанн заметил необычных певцов в 1913 году, когда в новый храм у входа в парк «Сокольники» стали заходить воспитанники московской школы-интерната для слепых детей. При интернате работал хор, а здесь они вместе с педагогами разучивали церковные песнопения и светские хоровые песни.
— Настоятель начал обучать их азам пения в храме. С этого и начался церковный хор незрячих, — говорит регент Екатерина Власова. — После революции Воскресенский храм в Сокольниках не закрывался. Каким-то чудом сохранялся и незрячий хор.
Екатерина совмещает работу регента с преподаванием музыки в школе и в детском саду.
— Меня привели в храм лет в пять, мне всё было интересно, я с удовольствием слушала службу, — вспоминает она. — В восемь лет я уже пела на клиросе в Андреевском монастыре. Потом поступила в детский хор Ансамбля песни и пляски имени Локтева. О существовании хора незрячих певчих узнала случайно. Пришла сюда и вот уже 10 лет пою в Воскресенском храме.
Екатерина — слабовидящий человек. Для работы с тотально слепыми людьми она освоила шрифт Брайля. Помогают регенту несколько зрячих хористов. Все прошли очень строгий отбор, так как они не только поют, но и помогают незрячим, например, дойти до клироса, диктуют им партии и тексты.
Песнопения по Брайлю
Незрячие хористы поют не по слуху, а по нотам, которые записаны шрифтом Брайля — наколотыми специальным стержнем бугорками на плотной бумаге. Каждое песнопение переписано вручную: отдельно — ноты, отдельно — тексты.
— Мы диктуем, а незрячие записывают по Брайлю под диктовку. У нашего хора за много лет сложилась целая библиотека — огромные пачки нот и текстов, — поясняет Екатерина.
Во время службы песнопения хорошо слышны с любого места в храме. Акустический эффект помогают создавать специально устроенные в своде десятки круглых отверстий-голосников. Нередко пение хора сопровождает те или иные священнодействия в алтаре. Например, освящение даров, каждение храма, выход духовенства.
Незрячие хористы этого не видят. Но опытные служители храма всегда помогут хору: иногда чуть ускорятся, а иногда немного замедлят ход богослужения.
Поют в хоре и профессионалы, и любители. Самому юному хористу, Артёму, 19 дет, он студент академии. О хоре узнал от своих однокурсников. А самый почтенный участник — Михаил Яковлевич Трофимов, профессиональный музыкант, ему уже за семьдесят.
Помогают прихожанам молиться
Незрячий хор Воскресенского храма придерживается классических традиций. — Церковное пение — это ведь не концерт. Чтобы пение доходило до сердец молящихся, нужно, чтобы люди, которые исполняют произведения, понимали, о чём поют, и сами молились, — подчёркивает Екатерина Власова. — Игумен Никон (Смирнов) говорит так: «Молится регент — молится хор. Молится хор — молится и храм». И мы стараемся помогать прихожанам молиться, создавать праздничное молитвенное настроение — в этом предназначение хора.
Нагрузка на незрячих и слабовидящих хористов очень высокая. Разделившись на группы по три-четыре человека, они поют на литургии ежедневно. Практически все участники хора заняты на работе или на учёбе, поэтому здесь будут рады новым хористам.