«Неизвестный Андропов», «Доктрина Даллеса в действии», «Легенды ГРУ»… Три десятка книг написал житель района Гольяново, историк спецслужб Олег Хлобустов. Особую ценность придаёт им то, что он потомственный чекист, с некоторыми героями был знаком лично, а также имел доступ к особым архивам. О некоторых героях своих книг автор рассказал «ВО».
Штрафники берегли особиста
О своей службе полковник в отставке Олег Хлобустов говорит сдержанно:
— Принимал участие в изобличении советского гражданина, работавшего на иностранную разведку. Способствовал раскрытию и задержанию преступника, который почти восемь месяцев терроризировал Москву и Подмосковье. На его самодельных взрывных устройствах подорвались несколько человек, один погиб…
А вот своего учителя полковника госбезопасности, доктора юридических наук Владимира Ерошина он вспоминает в подробностях.
— В самом начале Великой Отечественной войны он семнадцатилетним подростком пошёл в военкомат проситься на фронт. Через несколько месяцев прошёл подготовку и попал в военную контрразведку. В 1942-м были созданы штрафные батальоны, Ерошин стал оперуполномоченным особого отдела и оставался им до 1945 года.
Поднимал бойцов в атаку, руководил обороной. Когда перешли границу с Польшей, он заметил, что во время атак его брали в круг самые высокие бойцы. «Мы идём по вражеской территории, и наша судьба, наша свобода — в ваших руках, — объяснили ему штрафники. — Если с вами что-то случится, мы никому ничего не докажем. Поэтому мы не можем вами рисковать».
С националистами работало ЦРУ
В книге «Легенды ГРУ» есть рассказ о первом руководителе органов госбезопасности и военной разведки СССР Герое Советского Союза Петре Ивашутине. С сентября 1952-го по март 1953 года он был министром госбезопасности Украинской ССР.
— Работа Ивашутина и его подчинённых привела к аресту последнего командира УПА Василя Кука. После этого организованное сопротивление бандеровцев закончилось, — рассказывает историк спецслужб. — Но украинский национализм продолжали поддерживать британские и американские спецслужбы.
ЦРУ возникло в 1947 году, а уже в 1948-м оно начало работать напрямую с украинскими националистами, в том числе оказавшимися в американской оккупационной зоне Германии.
— В 1991 году мне попался первый номер львовской газеты «Замкова гора». Значительное место занимала статья «О славном боевом пути организации украинских националистов». Читал — и у меня волосы на голове шевелились: в одном селе повесили учительницу 22 лет, в другом — топорами изрубили семью из пяти человек за то, что агитировали за колхоз; в третьем — ограбили бричку, на которой везли деньги в колхоз. На таких «подвигах» там и воспитывали молодёжь, — говорит Хлобустов.
Помогли выйти из Карибского кризиса
Здесь же рассказ о Георгии Большакове и резиденте КГБ в Вашингтоне Александре Феклисове — людях, которые участвовали в преодолении Карибского кризиса.
— Президент Джон Кеннеди и его брат Роберт подозревали, что Большаков, работавший тогда в США заместителем главного редактора журнала «Советский Союз», связан с советскими спецслужбами, — говорит историк. — Он общался с Алексеем Аджубеем — зятем Хрущёва.
Поэтому американцы использовали его для неофициальной связи с первым лицом нашей страны. Феклисов тоже был посредником на начальном этапе переговоров между правительствами СССР и США. Его заслуги оценили только в 1996 году, присвоив звание Героя. А Большакова после того, как кризис миновал, американцы скомпрометировали и выслали из страны.