Граф Юрий Олсуфьев (1878-1938), русский искусствовед и реставратор, хранитель музея Троице-Сергиевой лавры в 1920-х годах, посвятил жизнь сохранению древних икон, фресок и других памятников истории. Так, он скрывал от поругания честную главу преподобного Сергия Радонежского во время гонений на Русскую православную церковь. Последние годы перед мученической кончиной (супруги были репрессированы и погибли) Юрий Олсуфьев с женой жил в посёлке Косино.
Пахал со знанием дела
Представитель древнего дворянского рода Юрий Олсуфьев занимался изучением и сохранением памятников искусства и старины. В 1917 году, покинув родовое имение в Тульской губернии рядом с легендарным Куликовым полем, он с семьёй поселился в Сергиевом Посаде, где начал работать в Троице-Сергиевой лавре, превращённой в музей. Благодаря усилиям Олсуфьева и его единомышленников удалось многое сохранить от конфискации или уничтожения.
«А между тем жизнь была очень нелёгкой: в стране был голод. И весной 1921 года под руководством Ю.А.Олсуфьева образовалась сельскохозяйственная артель», — писала сотрудница Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Татьяна Смирнова.
Чтобы выжить, научные сотрудники сажали картошку, причём им выделили самую плохую, глинистую землю. Юрий Олсуфьев заражал своих коллег кипучей энергией: со знанием дела запрягал лошадь, пилил дрова, вспахивал неподатливую землю. А ведь детство и юность представителя аристократического рода прошли при дворе: его отец был генерал-адъютантом и другом императора Александра III.
Купили полдомика в Косине
В конце 1930-х годов Юрий и Софья Олсуфьевы поселились в посёлке Косино Люберецкого района (сейчас район КосиноУхтомский). Купили половину домика. «Деньги они получили, продав два рисунка В.А.Серова, которые им подарил художник В.А.Комаровский», — отмечала Татьяна Смирнова.
Супруга и единомышленница Софья Владимировна, представительница старинного дворянского рода, тоже была реставратором. В годы жизни в Косине она работала в Государственном музее изобразительных искусств и в музее-усадьбе «Кусково», где реставрировала фарфор.
По воспоминаниям знавших их людей, жизнь Олсуфьевых поражала своей скромностью и нетребовательностью. Пища ограничивалась часто «варёной мелкой рыбёшкой и картофелем, порою даже без растительного масла».
Тайну узнали через 70 лет
Чета Олсуфьевых стала широко известна в связи с важнейшими для РПЦ событиями по сохранению мощей преподобного Сергия Радонежского. Эта удивительная история открылась лишь в 1990-х годах. В марте 1920 года Мосгубисполком постановил: «Лавру закрыть и приостановить богослужение немедленно. Мощи перевезти в московский музей». Тогда-то всё и началось…
Юрий Олсуфьев и священник Павел Флоренский, оба работавшие в лаврском музее, с согласия священноначалия подменили честную главу преподобного Сергия на череп одного из князей Трубецких, захороненных в лавре. Многие годы глава святого хранилась в семье Олсуфьевых (перед войной её передали на хранение в подмосковный храм). При этом им часто приходилось менять место жительства, избегая ареста. «Дяди Юрин дом был на Рязанской дороге, в Косино», — вспоминала о 1930-х годах монахиня Елисавета (княгиня Екатерина Васильчикова), воспитанница Олсуфьевых.
Погибли как мученики
Честную главу преподобного Сергия Радонежского вернули в Троице-Сергиеву лавру только в 1946 году, когда её открыли для верующих. Мощи великого русского святого власть не решилась вывезти из лавры. Екатерина Васильчикова лично передала её в руки Патриарха Алексия I.
А череп одного из князей Трубецких был возвращён в гробницу.
Юрий и Софья Олсуфьевы приняли мученическую кончину задолго до этого события. Юрия расстреляли в 1938-м на Бутовском полигоне. Его супруга была арестована в 1941-м и через два года умерла в лагере, устроенном в Свияжском монастыре. Домик в Косине был их последним земным убежищем.