Фридрих Цандер (18 8 7-1 9 33) — создатель первой советской ракеты на жидком топливе. В полной мере его идеи и открытия воплотились в жизнь только в 1980-х, когда СССР и США запустили многоразовые космические корабли. Последние несколько лет учёный жил в Медовом переулке в Семёновской слободе и работал на предприятии, которое располагалось недалеко от дома.
Их называли лунатиками
В 1920-х страна ещё не пришла в себя после революции и двух войн, а Фридрих Цандер написал статью «Перелёты на другие планеты», призывая строить ракеты, и рассуждал о реактивных двигателях. Расчётами межпланетных перелётов Цандер занимался ещё в студенческие годы. Его вдохновляли труды Константина Циолковского. А в 1919 году выпускник Рижского политехнического института поступил на авиазавод «Мотор» (сейчас НПЦ газотурбостроения «Салют» на проспекте Будённого).
В 1932 году Фридрих Цандер начал работать над созданием реактивного двигателя на жидком топ ливе в группе исследований реактивных двигателей (ГИРД) при Осоавиахиме. Возглавил её авиаконструктор Сергей Королёв. Четыре бригады инженеров и конструкторов работали на голом энтузиазме. Только половина коллектива была в штате и получала крошечные зарплаты.
Писатель Герман Нагаев в своей книге рассказывал, что в кругу специалистов ГИРД расшифровывали как «группа инженеров, работающих даром», а сотрудников называли не иначе как «фантазёрами и лунатиками».
Запуск своей ракеты он не увидел
Гирдовцы действительно работали увлечённо и радостно: всегда кипящий энергией Сергей Королёв умел заразить энтузиазмом. А тихий, уравновешенный Фридрих Цандер был душой коллектива. «Он умел ободрить тёплым словом, развеселить шуткой, — писал Герман Нагаев. — К нему шли за советами, у него искали помощи, поддержки, когда неудачи граничили с отчаяньем».
Трепетной мечтой Фридриха Цандера был полёт на Марс. По воспоминаниям его коллег, в самые сложные моменты он подбадривал их своим девизом: «Вперёд, на Марс! Мы обязательно полетим…»
В 1930-х СССР вступил в соревнование с Западом: над ракетами начали работать лучшие учёные Европы и США. Цандер спешил, работая день и ночь, почти без сна. В 1932-1933 годах состоялись успешные испытания его реактивного двигателя на сжатом кислороде и бензине, а затем — первой советской ракеты.
Фридрих Цандер не дожил до этого запуска всего нескольких дней: скоропостижно умер от тифа.
Вдохновлялся романами Жюля Верна
В автобиографии Фридрих Цандер упоминал, как ещё мальчиком любил наблюдать за звёздным небом долгими зимними вечерами. Его любимыми книгами были «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» Жюля Верна. Так что ничего странного, что Цандер дал космические имена своим детям: Меркурий и Астра.
Автор реактивного двигателя настаивал на мирном использовании своего изобретения. И хотя в предвоенные годы он сам предложил правительству переоснащать свои ракеты в боевые, но заветной его мечтой оставалось мирное исследование космоса. «Может быть, на других планетах обитают разумные существа более высокой организации, чем люди Земли, — говорил изобретатель. — Их открытия, изобретения и достижения могли бы дать так много нам.
Подумайте, друзья, разве не благородная задача трудиться ради этого?»