Его фильмы смотрят до сих пор: «Вер тикаль», «Повесть о чекисте», «Пираты XX века», «Цирк приехал», «Не могу сказать «прощай», «Тайные знаки»… В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения кинорежиссёра и сценариста Бориса Дурова. Почти 40 лет он про жил у метро «Преображенская площадь». Об одном из ведущих советских кинематографистов «ВО» рассказала его дочь Наталия Дурова.
В Сокольниках с Максимовым
В две комнаты из трёх на первом этаже пятиэтажки Борис Дуров с женой Зинаидой и дочкой Наташей въехал в 1961 году.
— До этого мы жили в Сокольниках в деревянном доме на несколько квартир, с печным отоплением, от папиной бабушки сохранился, — рассказывает Наталия Борисовна. — Нашим соседом был писатель Владимир Максимов, будущий основатель журнала «Континент». Родители с ним дружили. Как-то даже для меня из его костюма что-то перешили.
По первой специальности Борис Дуров был военным инженером, окончил Рижское высшее военное авиационное училище. Там же, в Риге, познакомился с будущей женой — студенткой художественного училища, она занималась керамикой.
— В Москве папа работал в конструкторском бюро, но это было совсем не его. И он поступил во ВГИК на режиссёрский, — говорит Наталия.
В двух шагах от трёх вокзалов
Первый этаж, где жил Дуров, был удобен тем, что в любое время можно постучаться в окошко.
— К нам очень часто приходили гости — и Говорухин, и Пучинян, да весь их курс! – вспоминает Наталия. — Приезжали из других городов: как никак от трёх вокзалов в двух шагах. У мамы тоже было много знакомых, в основном художники. Она в любое время суток могла сделать супчик «из ничего».
Степан Пучинян был вторы м режиссёром в фильме «Вертикаль» — дипломном проекте Станислава Говорухина и Бориса Дурова.
— В апреле 1966 года папа и Слава поехали на Одесскую киностудию, чтобы снять две короткометражки по рассказу «Морские истории». Но на студии горел план, и директор попросил их в срочном порядке довести до ума начатый фильм «Мы одержимые» об альпинистах, — продолжает Наталия.
За неделю они действительно, как одержимые, написали новый сценарий и позвонили в Москву, что бы вызвать сниматься ещё одного выпускника ВГИКа — Владимира Высоцкого.
— Картина стала очень популярной. Но папа не любил никакого шума, сторонился публичности, и его фамилию при разговоре о «Вертикали» как-то перестали упоминать, — рассказывает дочь.
Каратэ против оружия
Летом 1977 го на Киностудии им. Горького начиналась работа над фильмом «Пираты XX века».
— Это была история, которую Говорухин создал по мотивам реальных событий. В середине 1970 х в Средиземном море действительно было совершено нападение на итальянское грузовое судно, — вспоминает Наталия. Говорухин и Дуров собирались работать вместе. Но в это время в Одессе запускалось «Место встречи изменить нельзя», и Станислав Сергеевич доверил сценарий другу.
В реальной истории экипаж был перебит, груз похищен.
«А мы отобьёмся! — заверил Говорухина Дуров. — Знаешь, что безоружный человек может противопоставить вооружённому бандиту? Каратэ!» Борис Валентинович разыскал мастера по рукопашному бою Тадеуша Касьянова, который в те годы создавал первую не официальную секцию по каратэ. В фильме он ставил все драки, в том числе и финальную, между главным героем Сергеем, которого играл Николай Ерёменко, и главным злодеем Салехом — Талгатом Нигматулиным.
Опиум для цензуры
За чем могут охотиться пираты ХХ века? В частности, за ядерным топливом — ураном. Во всяком случае именно его везли на итальянском судне. Но Главлит уран на экран не пропустил. Его решили заменить опиумом. Против этого тоже было много возражений, но Дуров бился до последнего: «Это же для фармацевтической промышленности! Что же тогда везти кораблю? Пустые бланки партийных билетов?»
Но даже в сильно урезанном варианте пиратские методы показались комиссии, принимающей фильм, чересчур жестокими. «Пиратов…» положили на полку. Так они и пылились бы там, если бы одну из первых копий не привезли на дачу Брежневу. Он посмотрел, ему понравилось.
«Пираты…» вышли в прокат и стали самым посещаемым фильмом из всех, созданных в СССР.
«Жигули» —на гонорар
На гонорар за «Пиратов…» Дуровы купили машину. У семьи появился зелёный пикап «Жигули». Он долго стоял во дворе: Борис Валентинович никак не мог заставить себя научиться водить. Но машина не простаивала. Дуров с радостью давал её всем, кому надо было куда-нибудь съездить.
— Потом папа всё же получил права и стал водить. Но с годами его всё больше раздражали пешеходы, которые нередко переходили улицу где попало, — говорит дочь.
Характер у Бориса Валентиновича был взрывной. К примеру, в школу, на родительские собрания к Наташе обычно ходила бабушка. Однажды пошёл Борис Валентинович. И кто-то из учителей завёл обычную песню: мол, что за дети сегодня ничего не хотят, ничем не интересуются…
— Папа как закричит: «Да ничего подобного!» — и начал доказывать, что дети все прекрасные, надо только найти к ним подход. На завтра классный руководитель попросила: «Наташа, пусть лучше бабушка ходит на собрания…».