Около 100 лет назад в Богородском две улицы — Майскую и Никольскую — переименовали в Детскую и Игральную. Как пояснялось в довоенном справочнике о происхождении названий улиц, переулков, площадей Москвы, улицы получили новые названия в 1922 году «по находящимся поблизости «Детским играм».
Среди первых пионеров были дети железно-дорожников
«Детскими играми» авторы справочника, известные историки, москвоведы Пётр Миллер и Пётр Сытин могли называть спортивную площадку на месте, где сейчас располагается стадион «Спартаковец» — между 3-й и 4-й Гражданскими улицами. Известно, что его история началась с хоккейной коробки, которую обустроили в 1920-х. Через несколько лет спортплощадку переоборудовали, а на карте Москвы того времени даже появилось условное обозначение стадиона. Спортплощадку в Богородском — большую редкость в годы разрухи после Гражданской войны — использовали в том числе для игр пионеров. Одними из первых в 1922 году в пионеры вступили дети железнодорожников в Сокольническом районе (тогда в его состав входили современные Сокольники, Богородское, Преображенское и соседний Красносельский район).
Чтобы не попасться «жандармам»
Играли ребята в обычные для того времени игры: в лапту и волейбол. Будни и праздники первых пионеров описал в знаменитых повестях «Кортик» и «Бронзовая птица» Анатолий Рыбаков (1911-1998), с десятилетнего возраста живший на Арбате. Так, по сюжету пионеры начинают азартно играть в волейбол во дворе и пытаются втянуть в игру ровесников-беспризорников, чтобы завязать с ними дружбу. Вместе с тем взрослые легко превращали традиционные детские игры в классовые, меняя их содержание. В сборнике игр для подростков 1928 года самые обычные салочки получили название «МОПР» («Международная организация помощи борцам революции»). Игроки одной команды должны перебежать с одной площадки на другую, уворачиваясь от игроков второй команды. Однако в пионерском варианте это «революционеры» пробираются из одного города в другой, стараясь не попасться «жандармам».
Переняли девиз, галстук и костёр
Во многом пионеры стали преемниками международного движения скаутов, забрав внешние атрибуты и символику: приветствие «Всегда готов!», салют, шейный галстук, форму, традиционный костёр. Так, форму одного из первых пионерских отрядов, явно напоминающую скаутскую, описал Анатолий Рыбаков в «Кортике»: «Все пионеры были в новенькой форме защитного цвета.
Костюмы им выдала дирекция фабрики, когда пионеры давали торжественное обещание. Отряду тогда вручили знамя, барабан и горн».
А в апреле 1922 года в парке «Сокольники» собрались около 500 пионеров и вожатых со всей Москвы и зажгли первый пионерский костёр. Площадь на пересечении 1-го Майского просека и Митьковского проезда до 1990-х годов так и называлась — Костровой.