Академик, ученый, педагог Евгений Чудаков около ста лет назад заложил основы отечественной автомобильной науки. В самое сложное время для молодой республики начал готовить профессиональные кадры для будущей автомобильной отрасли. Первые советские легковые и грузовые автомобили — «эмка», легендарная «полуторка», «Победа» — появились благодаря его энтузиазму — конструкторы придерживались научных разработок Чудакова. В 1930-х годах он преподавал в Московском механикомашиностроительном институте (сейчас — Московский Политех) на Большой Семеновской.
Кадры решили всё
В начале прошлого века, когда в Европе производилось сотни тысяч автомобилей, а в Америке счёт шёл на миллионы, в России их насчитывалось всего несколько десятков тысяч. Среди них, по данным советского экономиста Льва Кафенгауза, только 5% были собраны у нас, и всего 2% состояли полностью из отечественных деталей. Переломить ситуацию удалось после революции 1917-го.
Одним из энтузиастов новой отрасли стал инженер-автомобилист Евгений Чудаков, выпускник Императорского Московского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана). Чудаков предложил готовить своих инженеров-автомобилистов.
В те годы правительство рассматривало только два варианта: продолжать покупать автомобили за границей или собирать иностранные же здесь. Но упрямый учёный с единомышленниками добился своего — в технических вузах в кратчайшие сроки открылись автомобильные кафедры, заработали мастерские и испытательные полигоны; студенты начали учиться по методикам, разработанным Евгением Чудаковым.
Производство автомобилей с 1925-го по 1928-й выросло в шесть раз — с 86 машин до 520. В созданной Военной академии механизации и моторизации Красной Армии под руководством Чудакова изобрели для испытания отечественных бронеавтомобилей собственное оборудование, проработавшее потом многие десятилетия. Хотя сначала испытательный стенд собирались купить у Форда или «Ситроена».
Самая престижная работа
В 1929 году Евгений Чудаков перенимал опыт в Америке. Самое большое впечатление произвело конвейерное производство на заводах Форда, до которого было далеко европейцам. Здесь непрерывно совершенствовали конструкцию автомобилей, улучшая их каждые два-три месяца. Самой престижной была работа инженера-исследователя. Заводы переманивали их друг у друга. Не упускали ни одну мелочь: «Как рассказали Евгению Алексеевичу, работник склада, сумевший уложить в ящик на одну запасную часть больше, чем раньше, получил премию в несколько сот долларов», — отмечал в своей книге об учёном писатель и сценарист Юрий Алексеев.
«Жидкий просёлок»
При посещении заводов концерна «Дженерал моторс» советского инженера привёл в восхищение испытательный полигон. На огромном пустыре асфальт сменялся ухабистой «стиральной доской», затем автомобиль влетал в глубокую лужу и тут же карабкался по крутому подъёму. Правда, Чудаков не нашёл на полигоне одного вида дорог. «Жидкий просёлок у вас всё-таки отсутствует», — заметил он и описал дорогу «с глубокими рыхлыми колеями, покрытую на тридцать сантиметров жидкой грязью». На что ему ответили: «Мистер Чудаков описывает пашню после дождя. Для поля мы делаем тракторы. Автомобили проектируются для дороги…»
А вот немцы ознакомились с «жидким просёлком» ещё в 1920-х годах. Несколько лет они испытывали свои машины в автопробегах по российским дорогам. «Под Чугуевом грязь. Это чёрный, жидкий чернозём… Маленькие машинки копошились в ней по уши, увязая до радиаторов и толкая грязь перед собой вперёд рыльцем», — описывал международный автопробег Москва — Харьков — Ростов писатель Виктор Шкловский.
Неожиданно для всех первой дошла до финиша чешская «Татра». Именно эту модель Евгений Чудаков возьмёт за основу при разработке первого советского легкового автомобиля НАМИ-1.
Кино как средство пропаганды
Евгений Чудаков успевал преподавать, писать учебники для вузов, заниматься научной работой. Его мнение было решающим при разработке отечественных автомобилей и при выборе иностранных моделей, которые брали за прототип. Чудаков был страстным популяризатором автомобилей. На вопросы, зачем пропагандировать интерес к тому, чего ещё нет, он отвечал: когда их будут тысячи, будет поздно. Нужно заранее готовить автомехаников, шофёров, инженеров. Большой любитель кино, наш учёный ещё до войны впервые в мире создал уникальный кинокурс об устройстве автомобиля из 15 учебных звуковых фильмов.