«Соперницы», «Осиротели», «Шахтёрка», «Углекопы» — автор этих и множества других известных картин художник-реалист Николай Касаткин всю жизнь был связан с Сокольниками. Вспомнить о последнем передвижнике и первом народном художнике советской республики помогла директор музея парка «Сокольники» Наталия Макарова.
Пленэр на Лучевом просеке
О том, как весело играет музыка на Сокольническом круге и какие вкусные леденцы — петушки на палочке — продают на просеках, Коля Касаткин знал с малолетства. У его отца, лучшего гравёра-литографа Москвы 1860-х годов Алексея Александровича Касаткина, была дача в Марфине. Оттуда вся семья часто ходила гулять в Останкино, Леоново, Сокольники.
Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Николай часто ставил мольберт на берегу Оленьего пруда. Они с однокашниками — в те годы студентами училища были Левитан, Нестеров, Коровин, Савицкий — приезжали в Сокольники на пленэр.
В 1914 году Сокольники стали для главы Товарищества передвижников, действительного члена Академии художеств Николая Касаткина домом и постоянной мастерской. 55-летнему художнику было уже трудно ездить с дачи на Мясницкую, где он вёл класс живописи.
Новый дом покупать не понадобилось: разобрали по брёвнышку марфинскую дачу и перевезли на новое место. В справочнике «Вся Москва» за 1916 год владение Н.А.Касаткина значится на Ростокинском проезде под номером 18.
Галоши в прихожей
«Увидите в прихожей необычайное множество галош — не пугайтесь, заходите, это не значит, что пришла куча гостей, — предупреждал он знакомых. — Это все свои галоши, у меня 10 детей».
Жене Мартене Ивановне было нелегко, поэтому в доме всегда жили помощницы. Одна из них приходилась родственницей Льву Толстому.
Касаткин на протяжении многих лет был увлечён учением Толстого, состоял с ним в переписке, ездил в Ясную Поляну.
Толстой высоко ценил картины Касаткина. И только полотно «Трамвай пришёл» вызвало у него ярость. Пассажиры выходят из трамвая и попадают под летний дождик. Зонты, дети на руках, рассыпающиеся пакеты с покупками, девушка ждёт кого-то, кто не приехал, на заднем плане целующаяся пара… Толстой резко обвинил художника в легковесности и в работе на потребу публике.
Некрасов русской живописи
Его называли Некрасовым русской живописи. Он первым в России начал изображать тяжёлую, беспросветную жизнь рабочих. Недаром его полотна цензура запрещала к показу на выставках, вымарывала в каталогах.
Естественно, что после Октябрьской революции 1917 года он сразу откликнулся на предложение Ивана Русакова, председателя Сокольнического Совета рабочих депутатов создать студию художественного образования для рабочих и их детей.
Преподавал Николай Алексеевич и в Лесной школе, открывшейся на территории бывшей дачи купца Лямина на 6-м Лучевом просеке.
С 1 сентября 1918 года он занимает должность художника-инструктора Сокольнического райсовета. Плакаты к Первомаю и к годовщинам Октября, лозунги о ВКП(б), призывы к борьбе с остатками старого мира — это тоже его темы.
В родстве с Тимирязевым
Родственные узы связывали семью Касаткиных с Климентом Тимирязевым. Они общались, обсуждали дела. Когда в июне 1918 года возникла идея открыть станцию юных любителей природы им. К.А.Тимирязева на бывшей даче купца Содомова (в то время адрес: Ростокинский пр., 2-4), Касаткин согласился организовать и вести там художественную студию.
Как и все сотрудники биостанции, живописец должен был вести фенологические наблюдения, записывать метеорологические данные. Это сказалось и на творчестве художника. Так, один из лесных пейзажей он назвал «Сосенкипионерки на песках».
Умер Касаткин в декабре 1930 года. Рассказывал посетителям Музея революции о своей новой картине, которую там вывесили, и упал как подкошенный. Не выдержало сердце…