Александр Волков из района Северное Измайлово — профессиональный путешественник и фотограф, член Русского географического общества, кандидат биологических наук. Он побывал в научных экспедициях в десятках стран: от Галапагосов и острова Пасхи до Тонга и Вануату, где изучал животный и растительный мир, знакомился с культурой местных племён. На Амазонке он был несколько раз.
По маршруту конкистадора XVI века
Побывать на Амазонке Александр мечтал с детства. Ведь там больше всего растений и животных, и этот регион наименее затронут цивилизацией.
— Я решил повторить маршрут первооткрывателя Амазонки конкистадора XVI века Франсиско де Орельяны. Он сплавлялся по реке на территории современного Эквадора, думая, что скоро она впадёт в океан. А оказалось, что она вдоль экватора пересекает почти всю Южную Америку и впадает в Атлантику, — рассказал Александр.
Целью Александра и его коллеги Сергея было за месяц пройти по самой малоизученной части реки до стыка границ Колумбии, Бразилии и Перу.
— Нас сразу поразили размеры Амазонки, нескончаемые джунгли вокруг, где нет даже дорог, а поселения жмутся к берегам великой реки, — говорит путешественник.
Ночлег за банку кофе
Одно из самых ярких впечатлений у Александра оставила природа Амазонии.
— Там есть места, где на одном гектаре произрастает больше видов растений, чем на всём Северо-Американском континенте, вместе взятом, и каждый год открывают новые виды животных, — делится Волков. — Мы видели кайманов, розовых амазонских дельфинов, водоплавающих змей, даже пятиметровую арапайму — одну из древнейших рыб, которая раньше водилась на всех континентах, а сейчас сохранилась только в Амазонке. А из пираний даже варили суп. На леске опускали в воду кусочек мяса, пиранья хватала его за секунду. И за несколько минут у нас набиралось ведро вкусной рыбы на обед.
На ночёвки Александр нередко останавливался под открытым небом, закрывшись москитной сеткой. Но бывало, что его приглашали жители деревень.
— Однажды остановились в деревеньке народности шипибо-конибо. Дома у них без стен. Есть только пол и потолок, стоят они на высоких сваях на берегу, чтобы вода не затопляла во время разливов. Мужчины охотятся и рыбачат, женщины и дети собирают съедобные растения и фрукты в джунглях, выращивают овощи в маленьких огородиках, — рассказывает путешественник. — Как только причалили, сразу пошли к их вождю и спросили, нельзя ли остановиться на ночлег. «Можно, если подарите банку кофе!» — отвечает. Деньги их не интересуют. Гораздо ценнее для них то, что можно использовать в хозяйстве: свечи для лодочных моторов, сахар, кофе.
Птицы-обезьяноеды
По словам Александра, шипибо-конибо оказались ещё вполне цивилизованными. В другой раз он встретился с представителями племени ваорани, которые с современными людьми почти не контактируют и ведут первобытный образ жизни.
— Они ходят голыми, занимаются собирательством и охотой в лесу, не знают ни денег, ни металлических орудий труда, а охотятся с помощью самодельных духовых ружей, — рассказывает Александр. — Если бы мы случайно наткнулись на них в джунглях, они бы нас убили. Поэтому, чтобы познакомиться с ними, мы взяли проводника из других индейцев, которые с ними общаются. Сначала представитель ваорани не мог понять, что нам надо. Тогда ему объяснили, что мы хотим увидеть амазонских гарпий — огромных хищных птиц с размахом крыльев больше 2 метров, которые питаются обезьянами. Увидеть их в дикой природе почти нереально, а ваорани научились находить места их обитания.
За шесть живых куриц индеец согласился предстать пред нашими очами и показать гнездо гарпий. И кстати, показал. Птенца размером больше метра, которого я там увидел, не забуду никогда!
Сейчас Александр Волков готовится к экспедициям по Алжиру и Ирану, а ещё мечтает побывать в дебрях Новой Гвинеи и Мадагаскара, ведь там тоже живут первобытные племена и необычные животные.