В библиотеке №76 им. М.Ю. Лермонтова открылась выставка Леонида Зорина «По мирной Сирии». Леонид Зорин – художник-график, профессор кафедры живописи Московского архитектурного института, путешественник. Его работы находятся в двух десятках музеев России.
Подземный храм, где крестили апостола Павла
На поездку в Сирию художника вдохновил его друг — полковник в отставке Владимир Троян, много лет обучавший сирийских лётчиков.
— Он часто вспоминал свои командировки и нахваливал Сирию: и рыбалка-то там была прекрасная, и люди, и еда. Конечно, я соблазнился, — рассказывает Леонид. — И отправился туда в 2009 году вместе со своим другом, взяв курс на Дамаск: именно в тех краях, по преданию, после изгнания из рая поселились Адам и Ева.
Эта территория за 4,5 тысячи лет захватывалась то египетскими фараонами, то вавилонянами, то персами, то греками, то римлянами, то византийцами и многи-ми другими народами. Поэтому в городе множество памятников архитектуры разных эпох и религиозных конфессий.
— На одной и той же улице Дамаска можно встретить с полдюжины стоящих рядом и христианских храмов, и мечетей. Подземному тайному храму первого епископа Дамаска — Анании, который крестил здесь апостола Павла, — больше 2 тысяч лет, и он до сих пор цел, — говорит Леонид. — Очень непривычно для нас звучала молитва хором на арабском языке целого класса детей, пришедших сюда с учителем: немного напоминало джазовый сейшен, а не молитву.
Римские мозаики в мечети
На одной из картин изображена мечеть Омейядов — один из знаковых исторических памятников Дамаска.
— На её месте изначально было арамейское святилище, после — римский храм бога Юпитера, христианская базилика императора Феодосия, которую потом первая волна арабских завоевателей разделила на христианскую и мусульманскую части. И только в 700-х годах на месте базилики воздвигли мечеть Омейядов, — рассказывает художник. — В отличие от священных мест Мекки и Иерусалима войти в неё можно свободно, главное — снять обувь. Можно молиться, прогуливаться, как в музее, любуясь римскими мозаиками, или даже помедитировать прямо на мраморном полу двора мечети, чем мы и занялись.
Триумфальную арку возродят
Побывал Леонид и в Пальмире — том самом античном городе в 240 километрах от Дамаска, который недавно был методично разрушен террористами. Так что многих памятников теперь не увидишь. Например, на одной из картин запечатлена скульптура женщины с ящерицей, стоявшая в храме Бэла, он же храм финикийского бога Баала, по легенде, обитающего в сирийских горах на границе с Турцией.
— В отличие от других мёртвых античных городов этот стоит особняком, окружённый сотнями километров безжизненной пустыни. Пальмирой — городом пальм — его называли римляне. Историческое же название Тадмор, — рассказывает художник.
На картине изображён ныне взорванный храм Бэла.
— Я специально зарисовывал на его фоне человека, чтобы показать масштаб: камни храма только в толщину были в человеческий рост.
Ещё один уничтоженный памятник, который можно найти на картинах Леонида Зорина, — некогда находившаяся в Пальмире Триумфальная арка III века. На рубеже XIX-XX веков, по словам художника, её уже собирали французы по камушку после раскопок. Этот подвиг хотят повторить и в наши дни сотрудники Эрмитажа.
16+.