Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 28 Июн 2024 в 05:00 | Текст: Виктория КАЙТУКОВА

Самозванцы на прилавке

Самозванцы на прилавке
Фото из личного архива

Магические слова «эко», «био» или «органик», нанесённые на упаковку продукта, способны заставить потребителя не просто заплатить за товар больше обычного, но и поверить, что он по определению безо пснее и полезнее. Всем ли надпи сям надо доверять, «ВО» рассказала эксперт по стандартизации НИИ хлебопекарной промышленности на Большой Черкизовской улице Ирина Шургина.

Не одно и то же

Соцопрос Роскачества показал: две трети покупателей считают, что органические и натуральные продукты — это одно и то же. Больше половины опрошенных приравнивают «органический» к «эко», а 46% не видят разницу между «эко» и «органик». По словам специалиста, надпись «эко» означает, что при производстве, транспортировке и хранении продукта окружающей среде был нанесён минимальный вред. Заметьте — среде! Но это не значит, что при его производстве не применялись, например, гормоны или антибиотики. Приставка «био» может применяться только к кисломолочным продуктам. Она говорит, что в кефире или йогурте есть живые микроорганизмы, нормализующие микрофлору кишечника.

— Если увидите слово «био» на других видах продукции, например на чае, хлебе или клубнике, не верьте — это уловка маркетологов. Так же обстоят дела и с «натуральными» или «полезными» продуктами — это просто красивые названия, — замечает Ирина Шургина.

Ищем белый листочек

А вот к определению «органик» стоит присмотреться. Специалист говорит, что только оно даёт гарантию безопасности и натуральности. В таких продуктах нет пестицидов, антибиотиков, синтетических красителей, агрохимикатов, ГМО, синтетических регуляторов роста. Для выращивания органических растений нельзя использовать гидропонный метод и ионизирующее излучение. А животные должны содержаться в определённых санитарно-гигиенических условиях. Помимо этого, упаковка должна быть экологичной.

— Однако не каждый «органик» имеет право носить это гордое определение, — подчёркивает эксперт. — Для этого продукт должен пройти ряд проверок, быть включён в реестр Минсельхоза РФ и в итоге сертифицирован по ГОСТу в аккредитованной Росаккредитацией организации. Проверяем на упаковке: рядом с пометкой «органик» ищем знак — белый листочек на зелёном фоне и QR-код. Просканировав его, найдём всю необходимую информацию в реестре Минсельхоза.

По словам Ирины Шургиной, у органической продукции в России есть четыре степени защиты. Чего, кстати, нет в других странах! Это сертификат, запись о производителе в реестре Минсельхоза РФ, QR-код на упаковке и маркировка продукции знаком «органик». Например, в хлебобулочной промышленности сертифицируют растения и зерновые продукты.

 Псевдоорганике ставят заслон

С 2020 года производители больше не могут называть товары органическими, если они не прошли соответствующую сертификацию. С 1 сентября нынешнего года это коснётся эко и биопродуктов. Для нарушителей закона предусмотрен штраф от 100 до 500 тыс. рублей. Наказывать будут как производителей, так и продавцов, которые выставляют такую продукцию на своих полках.

— Пусть потребителя не вводят в заблуждение продукты с «зелёным камуфляжем», деревьями, листочками и прочим. Ведь псевдоорганика бывает и опасной для здоровья. В прошлом году Роскачество проверило в магазинах и на маркетплейсах «зелёные» продукты — чай, сыр, хлопья, сухофрукты — и обнаружило там пестициды. С осени всё должно измениться, — надеется Ирина Шургина.

 

 

Читайте также

Опрос
В столичных парках, многих торговых и культурных центрах начали появляться ящики для писем Деду Морозу. Новогодняя почта будет работать почти до конца января, все письма обещают доставить в Московскую усадьбу главного зимнего волшебника. А вы или ваши дети писали письма Деду Морозу?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело