Магические слова «эко», «био» или «органик», нанесённые на упаковку продукта, способны заставить потребителя не просто заплатить за товар больше обычного, но и поверить, что он по определению безо пснее и полезнее. Всем ли надпи сям надо доверять, «ВО» рассказала эксперт по стандартизации НИИ хлебопекарной промышленности на Большой Черкизовской улице Ирина Шургина.
Не одно и то же
Соцопрос Роскачества показал: две трети покупателей считают, что органические и натуральные продукты — это одно и то же. Больше половины опрошенных приравнивают «органический» к «эко», а 46% не видят разницу между «эко» и «органик». По словам специалиста, надпись «эко» означает, что при производстве, транспортировке и хранении продукта окружающей среде был нанесён минимальный вред. Заметьте — среде! Но это не значит, что при его производстве не применялись, например, гормоны или антибиотики. Приставка «био» может применяться только к кисломолочным продуктам. Она говорит, что в кефире или йогурте есть живые микроорганизмы, нормализующие микрофлору кишечника.
— Если увидите слово «био» на других видах продукции, например на чае, хлебе или клубнике, не верьте — это уловка маркетологов. Так же обстоят дела и с «натуральными» или «полезными» продуктами — это просто красивые названия, — замечает Ирина Шургина.
Ищем белый листочек
А вот к определению «органик» стоит присмотреться. Специалист говорит, что только оно даёт гарантию безопасности и натуральности. В таких продуктах нет пестицидов, антибиотиков, синтетических красителей, агрохимикатов, ГМО, синтетических регуляторов роста. Для выращивания органических растений нельзя использовать гидропонный метод и ионизирующее излучение. А животные должны содержаться в определённых санитарно-гигиенических условиях. Помимо этого, упаковка должна быть экологичной.
— Однако не каждый «органик» имеет право носить это гордое определение, — подчёркивает эксперт. — Для этого продукт должен пройти ряд проверок, быть включён в реестр Минсельхоза РФ и в итоге сертифицирован по ГОСТу в аккредитованной Росаккредитацией организации. Проверяем на упаковке: рядом с пометкой «органик» ищем знак — белый листочек на зелёном фоне и QR-код. Просканировав его, найдём всю необходимую информацию в реестре Минсельхоза.
По словам Ирины Шургиной, у органической продукции в России есть четыре степени защиты. Чего, кстати, нет в других странах! Это сертификат, запись о производителе в реестре Минсельхоза РФ, QR-код на упаковке и маркировка продукции знаком «органик». Например, в хлебобулочной промышленности сертифицируют растения и зерновые продукты.
Псевдоорганике ставят заслон
С 2020 года производители больше не могут называть товары органическими, если они не прошли соответствующую сертификацию. С 1 сентября нынешнего года это коснётся эко и биопродуктов. Для нарушителей закона предусмотрен штраф от 100 до 500 тыс. рублей. Наказывать будут как производителей, так и продавцов, которые выставляют такую продукцию на своих полках.
— Пусть потребителя не вводят в заблуждение продукты с «зелёным камуфляжем», деревьями, листочками и прочим. Ведь псевдоорганика бывает и опасной для здоровья. В прошлом году Роскачество проверило в магазинах и на маркетплейсах «зелёные» продукты — чай, сыр, хлопья, сухофрукты — и обнаружило там пестициды. С осени всё должно измениться, — надеется Ирина Шургина.