Выставка «Лёгкой поступью по мостовой» объединяет на одной площадке около 900 предметов из нескольких музеев России, архивов, библиотек и частных коллекций. Кроме обуви, здесь можно увидеть костюмы разных эпох и плакаты из собрания Российского музея медицины, в том числе о чистоте обуви, над которыми работал Владимир Маяковский.
Русь нелапотная
— У многих создаётся обманчивое впечатление, будто в Средние века вся Русь напоминала деревню. Ничего подобного! — рассказывает куратор выставки историк Наталья Полонникова. — В больших городах, таких как Москва, Ярославль, Ростов, Новгород, были хорошие мостовые, а модницы и модники гуляли по ним вполне лёгкой поступью в красивой кожаной обуви. Так что выражение «Русь лапотная» к настоящей Руси не имеет никакого отношения.
Самыми сложными в изготовлении были сапоги с высокими голенищами.
— От них, кстати, пошло выражение «на халяву», — улыбается Наталья. — Почему? Оказывается, голенища как раз назывались халявой. Когда нижняя часть стаптывалась, то её можно было заменить новой — подшить к халяве или, как говорили раньше, нашить на халяву. Так что на новых сапогах можно было здорово сэкономить, собственно, они и получались «на халяву».
Уважаемый каблук
В интерактивной зоне, где экспонаты можно трогать, Наталья обращает внимание на шерстяные носки-стельки из Новгорода, датированные XIIXIV веком! Ведь обувь не носили на голую ногу.
— Вязали их иголкой: крючков и спиц тогда ещё не придумали, — говорит куратор выставки. — И ещё одна уникальная вещь, которую можно увидеть только здесь.
Это единственный в мире сохранившийся с XIV века клубок ниток. Он не подлежит вывозу из России. Насколько эти нитки были прочными, убедитесь сами, глядя на прекрасную сохранность обуви. За её формой, декором и материалом стоят не только секреты старинных технологий, но и образ жизни. По ней можно выявить и разделение общества на классы, и политические, и экономические, и даже климатические изменения. До XIV столетия, например, большинство сапог не имели каблуков. Впервые они появились на мужской обуви у всадников в Монголии.
— Когда каблук дошёл до Европы, то это уже была статусная история, — говорит Наталья. — Чем выше каблук, тем человек был знатнее и важнее. Кстати, в отличие от современной моды раньше модели обуви менялись в лучшем случае каждые 10, а бывало, и 100 лет. А не каждый сезон, как сейчас.
Валенки Жукова и сапоги Конюхова
Прорыв в производстве обуви произошёл в середине XIX века, когда появились швейные машинки. Можно было шить до 700 пар обуви в день. Таким образом, кожаная обувь из праздничной перешла в разряд повседневной.
Несколько разделов посвящены спецобуви и обуви чемпионов, среди редких экземпляров — космические унты. Для любопытных выставлены ботинки знаменитостей: главного детского врача СССР Георгия Сперанского, глазного хирурга Святослава Фёдорова, трёхкратного олимпийского чемпиона борца Бувайсара Сайтиева, валенки Георгия Жукова, сапоги известного путешественника Фёдора Конюхова, в которых он совершил восхождение на Эверест в 1992 году.
Адрес: городок им. Баумана, 2, стр. 4 и 14. Экспозиция работает с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. Входной билет: полный — 200 рублей, льготный — 100 рублей, дети до шести лет смогут пройти бесплатно (6+)