К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Московский театр иллюзии в Новогирееве подготовил новый спектакль по мотивам драматического цикла «Маленькие трагедии». Наш корреспондент встретилась с главным режиссёром театра Сергеем Векслером.
«Байки из склепа»
— Сергей, почему именно «Маленькие трагедии»?
— Вечная тема. Сюжеты, с которыми человечество давно живёт. Вот мы и посмотрели на это всё, как на байки из склепа. Как у Пушкина написано: «Итак, — хвала тебе, Чума! Нас не страшит могилы тьма!» Всё, что не убивает, делает нас сильнее. В этом смысле спектакль не упаднический. Даже весёлый. Трагифарс. Там и любители комедии, думаю, найдут что-то для себя интересное.
— А чем ваша версия отличается от других?
— Все четыре пьесы идут в сокращённом виде. Что-то, на наш взгляд, лишнее мы оставляем за кадром, но ничего не дописываем. Всё, что мы произносим, написано самим Александром Сергеевичем.
— Есть ли что-то особенное?
— Мы делаем некий калейдоскоп и фейерверк из пушкинских сцен: они все перемонтированы и идут одновременно. Там будут интересные находки, но это всё есть и у Александра Сергеевича. Опять же мы ничего не выдумываем: что Пушкин написал, то мы и играем. Может быть, даже иногда слишком буквально воспринимая написанное. Но из этого выходит такая интересная буффонада. Скучно точно не будет! Не травить же зрителя пылью…
— Как шла работа над новым спектаклем?
— Подготовили много красочных проекций — «непыльное» такое зрелище. А было пыльное. В буквальном смысле. Закупили одежду для сцены — она не подошла. Была мешковина, а она сыплется. Мы уже и вытряхивали, и обрабатывали, и пылесосили, и мыли. Но в конце концов приняли решение поменять, потому что не можем травить зрителя пылью. А это сопряжено с дополнительными расходами. Честь и хвала директору театра Эдуарду Асланову, который на это пошёл. Потому что спектакль-то небедный. «Где денег взять? Весь разорился я, всё рыцарям усердно помогая». Несмотря на все трудности, мы справились.
— Другие сложности были?
— Не обошлось без форс-мажоров. Один из актёров ногу сломал и не участвует в премьере. Осенью введётся и всё равно будет играть. Но мы не могли отложить спектакль. Поэтому перешли в круглосуточный режим работы и репетиций без выходных. Как говорится, «матч состоится при любой погоде»!
Любитель подводной охоты
— В кинорежиссуру не хотите?
— Были попытки, возможно, не совсем удачные. С кино не всё просто. Кто-то должен доверить тебе материал, кино связано с достаточно большими бюджетными вложениями…
— А если предложат?
— Взялся бы, да. Опыт большой. Сын мне говорит, что каждый мой спектакль — это не театр, а кино. Он кинопродюсер, окончил продюсерский факультет Школы-студии МХАТ и производит рекламу.
— Говорят, вы с сыном любите рыбачить.
— Сын с некоторых пор перестал со мной ездить. А я продолжаю и рыбалку, и подводную охоту. Иногда в Астрахань еду, если время есть, иногда на Рыбинское водохранилище. Природа, свежий воздух, посиделки у костра…
— А в Москве есть любимые места?
— Да я её всю люблю. Мне так редко в последнее время удаётся прогуляться по городу! Но всегда делаю это с радостью. Город стал очень красивым. Москву привели в порядок. Внутри Садового кольца вообще фантастический город.
— Как поддерживаете форму?
— В спортзал ходить перестал, но увлекаюсь скандинавской ходьбой. Вот сегодня прошёлся по парку рядом с домом, крапивки нарвал на щи.
Юрский и Рязанов всегда рядом
— Вы застали великих актёров и режиссёров. Приходилось с ними общаться?
— Есть воспоминания, которые греют душу. На мой первый спектакль «Арена» Фридберга во МХАТ пришёл Сергей Юрский. После спектакля подошёл поздравить: «Получилось! Ни на кого не похоже». По поводу этого же спектакля мне очень хорошие слова сказал Эльдар Рязанов. Собрал всех за кулисами: «Я вам при всех говорю: вы очень хороший режиссёр!» Эти люди как бы всегда рядом. Всё, что я делаю, выходит, и они тоже делают со мной вместе.