В ноябре 1983 года в небе над Грузией произошёл теракт, подробности которого в СССР узнали гораздо позже. Группа молодёжи захватила самолёт Ту-134A с 50 пассажирами и 5 членами экипажа, попытавшись угнать его в Турцию. Штурман того самого самолёта, 70-летний Владимир Гасоян — наш сосед, он живёт на Измайловском проезде.
Мечтал о небе с детского сада
Владимир родился в Тбилиси, в рабочей многодетной семье.
— Однажды в детском саду нас, мальчиков, сфотографировали в форме лётчика, — вспоминает Владимир. — Наверное, с того времени в сердце и поселилась мечта о небе. После школы он окончил Рыльское авиационное радиотехническое училище в Курской области. Отработав три положенных года в службе аэронавигации связи, поступил в Академию гражданской авиации в Ленинграде на штурманский факультет. Потом работа в Ашхабаде на самолёте Ил-18 и в родной Грузии на Ан-2 и Ту-134А.
…18 ноября 1983 года «Тушка» выполняла рейс по маршруту Тбилиси—Батуми. В экипаж, кроме двух пилотов, входили штурман, бортинженер и инспектор из Грузинского управления гражданской авиации.
Полёт проходил в сплошной облачности, шёл дождь, самолёт трясло. Из-за ухудшения метеоусловий аэропорта Батуми экипаж получил указание вернуться на аэродром вылета.
«Летим в Турцию!»
Самолёт начал разворот, и тут Гасоян из своей штурманской кабины, которая была отделена от пилотов непрозрачной шторкой, услышал хлопки и чей-то вскрик. Владимир посмотрел в щёлку: дверь пилотской кабины была открыта, в кабине орудовали двое здоровенных бородачей. Они сорвали с пилотов наушники и под дулами пистолетов приказали лететь в Турцию. Бортинженеру выстрелили в грудь.
Оставаясь незамеченным, Владимир Гасоян просунул в щель табельный «Макаров» и открыл огонь на поражение — уложил одного и ранил второго захватчика.
— Я попытался закрыть дверь пилотской кабины, но это было невозможно: на выходе валялся убитый бандит, — рассказывает Владимир. — Один из пилотов тоже открыл стрельбу по бежавшим в нашу сторону по проходу салона террористам.
Командир воздушного судна всё это время держал штурвал. Расстреляв все патроны и не сумев закрыть пилотскую кабину, экипаж принял решение совершать резкий набор высоты и резкое снижение, чтобы помешать действиям бандитов.
Вскоре в кабину буквально влетела борт-проводница Валя и со слезами озвучила требование террористов: прекратить броски самолёта вверх-вниз и лететь в Турцию, иначе самолёт взорвут. Экипаж наконец закрылся в кабине.
Задача для группы «А»
Штурман успел доложить обстановку диспетчеру, и для захваченного самолёта подготовили площадку в Тбилиси.
После посадки Ту-134А отогнали на дальнюю стоянку. Экипажу было приказано покинуть заблокированную кабину через окна. Что происходило на борту, стало известно много позже от оставшейся в живых проводницы Ирины. Валю преступники убили.
Переговоры с террористами велись до раннего утра 19 ноября, когда группа «А» (будущая «Альфа») пошла на штурм. Заложники были освобождены. Несколько террористов захвачены. Раненый инспектор скончался в госпитале от ран и потери крови.
Владимир Гасоян получил звание Героя Советского Союза.
После рокового рейса герой много лет был штурманом на разных типах самолётов, перебрался в Москву, работал в Шереметьево. У него пятеро детей, 11 внуков и двое правнуков. Он ведёт патриотическую работу, помогает участникам СВО, несколько раз был в Донецке и Луганске.