1 марта — день памяти Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Это второй после Иова русский Патриарх. Время его правления оказалось не очень долгим — всего шесть лет, с 1606 по 1612 год, но необычайно содержательным и драматичным. В период Смуты он стал одним из главных героев сопротивления польским оккупантам. Свою жизнь закончил в 82 года мученической гибелью в заточении, откуда умудрялся до последних дней передавать послания русским патриотам для воодушевления их в борьбе с захватчиками.
А до патриаршества он был митрополитом Казанским и Свияжским. Оказался непосредственным участником обретения нашей великой святыни — Казанской иконы Божией Матери. Мой знакомый церковный историк сказал: «Чтобы лучше представить себе и понять Патриарха Гермогена, нужно побывать в Свияжском монастыре, с которым он был связан не только исторически, но и духовно».
Оказавшись на острове Свияжск под Казанью, я понял, что имелось в виду. Величественный белокаменный монастырь выглядел одновременно сурово и благородно, как седовласый старец. Испытавшие на себе крутой нрав Гермогена, говорили, что у него сердце как камень. Он и сам с этим соглашался. Но про обретение Казанской иконы писал так: «Я же… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу».
Для оккупантов, которые пытались запугать его, переманить на свою сторону, он предстал неприступным, как могучий утёс. Вот что писал он мятежникам, оказавшимся на стороне захватчиков: «Болит моя душа, болезнует сердце; я плачу и с рыданием вопию: вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». Эти слова и сейчас очень актуальны.