Москва активно внедряет умные технологии, в частности, искусственный интеллект (ИИ), для улучшения городского хозяйства, особенно в транспортной сфере, делая поездки комфортнее, быстрее и безопаснее. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», — написал глава города в своем официальном канале.
Как рассказал Собянин, ИИ лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, МЦК и МЦД, позволяющей проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру, без использования карт или телефонов. Эта безопасная технология, разработанная Правительством Москвы, будет полностью внедрена во всех турникетах метро и МЦК к концу 2025 года, а на МЦД — в 2026 году, с последующим расширением на наземный транспорт.
Искусственный интеллект также улучшил работу горячей линии транспорта (более 240 тысяч звонков обработано с начала года) и чат-бота Александры (более 320 тысяч вопросов обработано нейросетью), делая их более эффективными. Кроме того, по городу уже курсируют беспилотные трамваи, перевезшие свыше 26 тысяч пассажиров, управляемые ИИ.
Беспилотные трамваи в Москве уже самостоятельно управляют движением, включая остановки, открытие/закрытие дверей, соблюдение сигналов светофора, пропуск пешеходов, следование графику и переключение стрелок, при этом в кабине присутствует сотрудник для контроля согласно закону. Два испытательных трамвая-лаборатории тестируют различные маршруты, а к 2030 и 2035 годам планируется оснастить беспилотными технологиями две трети и 90% трамвайного парка столицы соответственно.
В декабре текущего года также стартуют испытания первого в России беспилотного метропоезда на Большой кольцевой линии (без пассажиров, ночью, на составе серии «Москва»). ИИ будет управлять движением, а машинист — контролировать безопасность. К концу 2026 года ожидается готовность первого беспилотного поезда к работе с привычными интервалами в 90 секунд.
Кроме того, Мосгортранс внедрил систему автоматического назначения водителей на маршруты с помощью ИИ во всех автобусных и электробусных парках. Алгоритмы подбирают оптимальные смены, учитывая баланс труда и отдыха, и сокращают нагрузку на сотрудников, планирующих выпуск транспорта, вдвое.
Искусственный интеллект способствует развитию городского транспорта, делая его удобнее и безопаснее, подытожил Сергей Собянин.

