В 1924 году заработала военно-опытная Сокольническая радиостанция. Она разместилась в особняке на Большой Оленьей улице — бывшей даче водочных магнатов Смирновых. С этого и началось регулярное радиовещание в СССР.
Первой откликнулась Бельгия
В Москве тогда уже действовала, как сказали бы сейчас, в тестовом режиме первая радиостанция им.Коминтерна на Вознесенской улице (ныне улица Радио). Но в Сокольниках начали проводить эксперименты по улучшению звука и дальности передачи сигнала. Успех строился на получении обратной связи радиолюбителей.
«Всем. Всем. Всем. Как вы меня слышите? Моя волна 86 метров. Какова сила моих сигналов? Моя мощность 500 ватт. Прошу прислать квитанцию (сообщение о приёме радиограммы) по адресу: СССР, Москва, Сокольники, радиостанция — телеграммой или письмом» — такое сообщение на английском языке передавали каждую ночь в течение двух недель с нового коротковолнового передатчика.
Как вспоминал руководивший радиостанцией Александр Минц (впоследствии академик), первой ответила Бельгия. Радиолюбитель Малингер прислал телеграмму, что принял сообщение Сокольнической радиостанции с хорошим качеством и перечислил технические характеристики своего приёмника. Затем пришли сообщения из Англии, Франции, Голландии и Ирландии. Все слушатели отмечали чистый тон звука и хорошую читаемость сигнала.
Вскоре выяснилось, что Сокольники хорошо слышны в радиусе 1200 км — от казахских степей до горного аула на Северном Кавказе. Это стало настоящим прорывом в передаче информации на огромной территории СССР.
Под гармошку Корчагина
Сотрудники Сокольнической радиостанции решили проверить, на каком оборудовании лучше всего передавать музыку и пение.
«Незатейливые мотивы гармошки красноармейца Корчагина имели гораздо больший успех, чем номера многих мировых знаменитостей, выступавших в тот же вечер на радиостанции имени Коминтерна, — вспоминал радиофизик Александр Минц. — В течение первых же двадцати минут было получено восемь сообщений о хорошей слышимости нашего радиоконцерта в различных районах Москвы».
Теперь музыкальные инструменты звучали каждый понедельник. Перепробовали всё, что удалось заполучить бесплатно: скрипка, флейта, виолончель, труба, гобой, рояль, кларнет, арфа. Сеть добровольных абонентов по всей стране сообщали о качестве и недочётах звучания. А радиоинженеры совершенствовали аппаратуру. Со временем оборудование Сокольнической радиостанции перенесли в Дом союзов, где обычно исполнялись концерты классической музыки.
Как вспоминал радиотехник и журналист Владимир Шамшур, однажды оперная певица, только что спевшая в прямом эфире, стремительно понеслась к выходу. За ней помчались встревоженные сотрудники радиостанции. Уже садясь в автомобиль, певица объяснила: «Я тороплюсь домой, чтобы послушать хотя бы свою последнюю арию. Я ещё ни разу себя по радио не слышала, а дома на днях поставили радиоприёмник».
100 ответов за час
С октября 1924 года Сокольническая радиостанция начала регулярное радиовещание. Как сообщал журнал «Радиолюбитель», три раза в неделю из Сокольников передавали лекции о политическом положении, консультации о технике радиовещания и музыкальные концерты студентов Московской консерватории. Программа радиопередач публиковалась в городских газетах. Радиостанцию заваливали вопросами радиолюбители со всей страны. Раз в неделю Александр Минц с коллегами отвечал на них в прямом эфире — почти на 100 вопросов в течение часа. Вскоре научным сотрудникам Сокольнической радиостанции поручили разработку строительства нескольких мощных радиостанций по всему Советскому Союзу.