Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 28 Июл 2023 в 14:01 | Текст: Восточный Округ

Спасатель на воде: живу небом, работаю на воде

Кто из нас не мечтал летать как птица? Работник поисково-спасательной станции «Борисовская» знает об этом не понаслышке.

Поговорили с Алексеем Юртаевым об его увлечении — парапланеризме или, как он сам его называет — «шахматах в небе». Свободные полеты, как и работа спасателя — симбиоз физической и умственной нагрузки. Стратегия, где ходы просчитываются наперед, а твой соперник — стихия. Как «поймать» ветер, что видят пернатые и как стать пилотом — в нашем материале.

«В детстве, как многие мальчишки и девчонки, я пускал самолетики. Мне это нравилось, даже сам делал парашютики, парапланчики. А в девятом классе узнал, что в нашем городе — тогда мы с родными жили в Зарафшане, Узбекистан — есть парашютная секция. Ходил туда пару лет, мы выезжали на республиканские соревнования, где я занял восьмое место! А потом я уехал в Москву — поступил в Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе», — поделился герой.

Место учебы Алексей выбрал неслучайно. В его родном городе было хорошо развито горнодобывающее производство. И династия Юртаевых отработала на Навоийском комбинате более 200 лет.

«Окончил обучение и устроился по специальности — горным инженером. И как-то, будучи в командировке в Пятигорске, я впервые вживую увидел, как летают парапланы. Это было на горе Машук. Я бегом побежал туда, поднялся наверх по канатной дороге и стал искать, где прыгают, как я тогда думал, с парапланом — на самом деле взлетают (смеется) — и нашел», — рассказывает Алексей.

Первый полет нашего героя был с инструктором, парапланеристы называют такие полеты тандемными. Конечно, и сам полет, и встреча с единомышленниками были решающими. Новые знакомые помогали «осваивать» небо как на первых порах обучения, так и в выборе «крыла» — параплана.

Экстрим и все, что с ним связано — кредо спасателя. Алексей Юртаев любит пробовать что-то новое: много лет занимался сноубордингом, объездил пол Москвы на роликах, пару лет посвятил виндсерфингу, увлекался сноукайтингом. Еще один экстремальный вид спорта в копилку к остальным — почему бы и не параплан!

«Кстати, я очень боюсь высоты! (улыбается) Чувство страха — это правильное чувство, оно помогает сохранить жизнь и здоровье. Если идти к мастерству планомерно, то на место страха приходит уверенность. Она появляется с опытом, со знаниями и навыками. Хоть это и экстремальный спорт, степень риска каждый определяет для себя сам. Чувствуешь сомнения — лучше не лети. Ответственность за собственную безопасность лежит только на спортсмене, и не стоит себя переоценивать. Мой страх исчезает в полете, потому что я долго к этому шел, и доверяю своей технике — с моим „крылом“ я настоящая птица!», — говорит спасатель.

Как и птицы, парапланеристы зависимы от погодных условий. Часто, чтобы «поймать» восходящие потоки, они обращаются за помощью именно к пернатым.

«Мы летаем за счет энергии солнца. Какая-то часть земли, и воздух вместе с ней, прогревается лучше, какая-то хуже, образуются контрасты температуры и давления. Более теплый воздух устремляется вверх, так и образуются его восходящие потоки. Обычная физика… Увидеть потоки практически невозможно, а вот рельеф, кучевые облака, которые являются вершиной восходящего потока — вполне. По этой информации можно с большой долей вероятности определить, где и какие потоки формируются. Очень часто нам помогают птицы. Видишь, бывает, какого-нибудь орла, который летает спиралями и набирает высоту, и устремляешься к нему. Сам по себе параплан постепенно снижается, метр-полтора метра в секунду. И чтобы летать долго и далеко, нужно уметь находить и „обрабатывать“ потоки — двигаться в них по спирали для набора высоты», — объясняет спортсмен.

Но «соседство» с пернатыми в небе не всегда бывает полезным.

«Как-то в Крыму я пролетал мимо гнезда хищной птицы похожей на орла, и та напала на меня прямо сверху! Атаковала мой параплан с криками негодования, — смеется спортсмен. — Хорошо, что ткань у крыла выдержала воздействие острых когтей».

Раздраженные птицы — не самое неприятное, что может произойти в небе. Сложение крыльев от чрезмерной турбулентности, срывы потока… Для таких нештатных ситуаций у спортсменов имеются два запасных парашюта. Профессиональное обучение дает возможность отработать такие сценарии в воздухе без экстренных посадок и других негативных последствий, поэтому Алексей настоятельно рекомендует не пренебрегать им.

«Самое популярное место для совершенствования навыков активного пилотирования среди россиян — Турция, город Олюдениз. Там парапланеристы стартуют с горы Бабадаг, под руководством инструктора, на большой высоте над морем они отрабатывают всевозможные нештатные ситуации. Если что-то идет не так, то можно приземлиться на спасательном парашюте в воду. В Подмосковье также есть парапланерные школы, где обучают полетам с лебедки», — рассказывает спасатель.
Алексей отмечает, что непредвиденная посадка иногда может быть и вполне приятной. В этом он убедился, будучи на соревнованиях в Дагестане. Там, как он утверждает, случились одни из самых красивых его полетов.

Парапланерные, безмоторные соревнования — это гонка на парапланах. Суть ее заключается в том, что спортсмену нужно быстрее всех прилететь на финиш, взяв перед этим несколько поворотных точек в воздухе. Для этого участники используют приборы с навигацией. Войти в число лидеров не просто, когда в небе находятся более 100 спортсменов, протяженность дистанции превышает 100 километров, а время, которое нужно провести в воздухе, составляет от 3 до 5 часов.

«Свою первую медаль я получил на Чемпионате России в Крыму, в 2015 году. Тогда я занял третье место в спорт классе. Уже несколько лет я выступаю за сборную Московской области, которая является одной из сильнейших в стране. Мы с командой стали чемпионами России в 2021 году, а в 2022 выиграли кубок России. Сейчас я вхожу в десятку сильнейших пилотов страны, на состязаниях всегда борюсь за медали.

Я летал во многих местах нашей Родины и не только. В прошлом году побывал на кубке России в Дагестане. Там потрясающе! Горные ущелья, реки, море… Люди очень гостеприимные. Помню, товарищи мне рассказывали, что во время прошлогоднего Кубка некоторые пилоты не долетали до финиша, садились из-за тактических ошибок. Долго расстраиваться не приходилось, так как их почти всегда приглашали к себе местные жители, и пока не закармливали шашлыком и другими национальными блюдами, не отпускали из дома», — вспоминает спортсмен.

А самый высокий полет Алексея был в Болгарии — его параплан поднялся на 3200 метров над уровнем земли.

«Это произошло летом, и внизу была настоящая жара — 42 градуса. А на моей высоте было градусов 10. Насладился прохладой», — добавляет Алексей Юртаев.

Как ни странно, особых примет у героя нет. Лишь уверенность, что все зависит от настроя, а также пришедшего со временем чувства своего аппарата.

«Я не суеверен, главное — мотивация! Перед полетом для меня важно не спешить. Я люблю внимательно собираться, раскладываться, настраивать подвесную систему, все приборы… Это как медитация. „Спокойные сборы — к хорошему полету“, вот моя примета! Управление парапланом производится через подвесную систему, путем наклона тела, и, конечно, через натяжение строп. Где-то поджать, где-то ослабить длину с помощью клевант. Чувство крыла приходит с годами, и форсировать этот процесс, покупая более спортивный параплан, не стоит», — говорит работник поисково-спасательной станции.

Опрос
Температура постепенно понижается, автолюбителям скоро придется менять резину на зимнюю. Переобуваться обычно советуют, когда среднесуточная температура колеблется около +5 градусов. Ездить зимой на летней резине – опасно, она дубеет и сцепление с дорогой становится хуже. А какую зимнюю резину предпочитаете вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело