Российские любители спорта в последнее время начали расширять диапазон своих увлечений. В ряд с привычным футболом и хоккеем уже встали такие виды спорта как регби, ММА и большой теннис. Популярность этих видов растёт благодаря успешным выступлениям наших соотечественников, которые прорвались на мировую арену. Но вот гоночный спорт наши фанаты спорта так и не признали до конца. Однако, для мировой общественности, гонки на спортивных болидах — очень популярное зрелище. К примеру, такого пилота гонок «Формула-1», как Льюис Хэмилтон знает каждый уважающий себя фанат автоспорта.
Как бы то ни было, гоночный спорт развивается не только за рубежом, но и в России. И не где-то там далеко, а в Соколиной Горе на базе Московского Политеха.
Редакция газеты «Взгляд с Соколиной Горы» решила поговорить со студентом транспортного факультета Павлом Лебедевым, который вместе с командой инженеров занимается разработкой спортивного прототипа гоночного болида «Феникс».
Двадцатилетний молодой человек работает в отделе силовой установки, поэтому не понаслышке знаком с гоночными автомобилями и их конструированием.
История создания Феникса и его достижения
Команда Московского Политеха начала свою работу над гоночным спортивным прототипом «Феникс» класса CN 2.0 еще в 2017 году. За это время гоночный автомобиль инженеры-механики превратили автомобиль в ракету. Надежную и быструю.
— «Феникс» является чемпионом 4-х часовой гонки на выносливость Russian Endurance Challenge, призером нескольких этапов MaxPowerCars, Turbo Racing Cup, — рассказывает нам Павел.
По его словам, самая значимая и долгая гонка для Феникса была четырехчасовая гонка на выносливость Russian Endurance Challenge в 2019 году на трассе KazanRing Canyon.
Также команда принимала участие в старейших и престижных соревнованиях MaxPowerCars в дисциплине «time — attack», где завоевала первое место в 2019 году и второе в 2021 году.
80% запчастей для болида изготавливают в лабораториях Политеха
По словам Павла, разработка гоночного автомобиля прежде всего начинается с выбора чемпионата и изучения регламента, постройка же самого прототипа начинается с подбора шин. Каждая деталь должна пройти несколько этапов: проработка концепции, создание 3D-модели, создание соответствующей документации, производство. После того как этот объем работы будет выполнен, специалисты начинают устанавливать их и тестировать модель в условиях близких к реальным.
— Для нашего болида в свое время мы выбрали двигатель на базе ВАЗ 21126, из-за его безграничного потенциала, недорогой стоимости, доступности запчастей, его компактности и неприхотливости. Около 80% остальных комплектующих автомобиля изготавливается в лабораториях Московского Политеха нашими специалистами, — рассказывает Павел.
В этом сезоне машина стала еще быстрые
В этом году инженеры в очередной раз улучшили харектеристики своего прототипа. У «Феникса» возросла мощность, специалисты увеличили топливный бак и улучшили подвеску автомобиля. А чтобы протестировать машину, команда отправилась на крупнейшую гоночную трассу Moscow Raceway.
— Тесты на Moscow Raceway — это как проверка всех систем автомобиля, так и команды. Здесь проявляются самые крупные поломки различных узлов, а также ошибки в работе команды. Каждый раз мы тщательно готовимся к выезду, так как должны успеть сделать большой объем работ за короткий срок, — поделился Павел.
Болид готовят к очередной четырехчасовой гонке
Инженеры не просто так проводят сейчас тестирование “Феникса”. Этим летом они планируют принять участие в четырехчасовых гонках на выносливость — Russian Endurance Challenge. По мнению Павла, это самая значимая гонка для команды.
За Московский Политех поедут два пилота международного уровня: Константин Терещенко, Станислав Аксенов. Во время одного из пит-стопов они поменяются. По регламенту этой гонки каждый из них может провести за рулем непрерывно не менее 45 минут, а суммарно – не более двух часов. По правилам соревнований здесь также предусмотрены дозаправки и смена шин.
— Это самая престижная гонка на выносливость в России, поэтому участие в ней — лучшая возможность проявить профессионализм команды. Наш болид подготовлен наилучшим образом для участия в этой гонке, — говорит Павел.
Рекорд команды Политеха на пит-стопе – 55 секунд
Как и в любом спорте, в автогонках есть свои рекорды, которые показывают класс болида и профессионализм команды. К примеру, максимальная скорость, которую на сегодняшний день удалось установить Фениксу – 250 км/ч. Но даже это не предел для болида.
— Спортпрототипы могут развивать скорость больше 250 км/ч, например, болиды «Формулы-1» могут развивать скорость 350 км/ч, — говорит Павел.
Те, кто хоть немного разбирается в этом спорте, знают, что самое зрелищное в гонках это не только то, что происходит на самой трассе, но действия техников в «гараже». Зрители восхищаются тем, как специалисты «переодевают» и ремонтируют авто во время пит-стопов. Здесь счет идет на секунды, у специалистов просто нет права на ошибку. Если работы затянутся, то гонщик потеряет свое преимущество, а соперник вырвется вперед.
— Наш личный рекорд на пит-стопе — 55 секунд, также мы можем снять полностью силовую установку за час для полного технического обслуживания, — поделился с нами студент Московского Политеха.
Спортивный прототип приковывает к себе внимание со всех сторон
«Феникс» часто выставляют во дворе Московского Политеха во время Дней открытых дверей. Болид вместе с другими прототипами стоит на площадке перед вузом и встречает гостей.
— Он вызывает много эмоций: люди интересуются, правда ли мы сами построили его и настоящий ли. Иногда просят посидеть за рулем, — вспоминает Павел.
Но внимание на болид обращают не только абитуриенты и их родители, но и профессиональные гонщики. Когда участники других команд видят «Феникс», то постоянно удивляются, как университетской инженерной команде удалось создать такой прототип.
— Они удивлены тому, что мы инженерная команда университета, в состав которой входят студенты, и уже выступаем с таким мощным прототипом. Их больше интересует его максимальная скорость и в каких гонках мы собираемся участвовать, — добавил гордо член команды.
24 часа Ле-Мана «Фениксу» пока не по зубам
Мало кто знает о такой старинной гонке, как «24 часа Ле-Мана». Она проходит ежегодно с 1923 года недалеко от города Ле-Ман во Франции. Ее также называют «Гран-при выносливости и экономичности».
Чтобы победить, участникам нужно найти «золотую середину» между скоростью и надежностью автомобиля. Ведь болид должен будет продержаться в течение 24 часов без механических повреждений. Команда должна быть настолько уверенной в собственных силах и мастерстве, чтобы в течение суток рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки.
Мы решили спросить у Павла, гипотетически, если им сегодня предложили бы поучаствовать на Fenix в этой гонке, согласились бы они, и готов ли к таким соревнованиям болид команды Московского Политеха.
— 24 часа Ле-Мана — это легендарная гонка, участие в которой является большим достижением и гордостью для любой команды. К сожалению, авто класса CN 2.0 не участвуют в 24 часах Ле-Мана, поэтому «Феникс» не сможет там проехать гонку, — сказал инженер Лебедев.