Весной 1933 года на территории Измайловского зверинца стали появляться деловитые инженеры-землеустроители и архитекторы. Они изучали площадку для будущего Центрального стадиона СССР.
Проект разрабатывала архитектурная мастерская No6 под руководством Николая Колли, автора первых станций метрополитена. Грандиозное по размаху спортивное сооружение должно было стать крупнейшим в мире…
Состязания на фоне пейзажа
Для строительства стадиона отвели участок 300 га, включая Серебряно-Виноградный пруд с Измайловским островом. С южной стороны будущий спортивный город ограничивало шоссе, за которым начинался Измайловский парк культуры и отдыха. «На строительстве Измайловского стадиона развернулись земляные работы. На площадку ставят три экскаватора, на строительстве задействованы 560 рабочих, в течение сезона нужно вынуть 400 тысяч кубометров земли и распланировать площадку. Одновременно надо уложить 12 тысяч кубометров железобетона, сделать ядро футбольного поля и заложить фундамент всех трибун», — писала «Вечерняя Москва» в мае 1934 года.
Кстати, трибуны, окружающее поле полумесяцем — только с трёх сторон, — стали особенностью стадиона. Их конфигурация сохранилась до наших дней. «Такое размещение даёт возможность развернуть перед зрителем панораму окружающего пейзажа, создавая связь с природой», — объяснял Николай Колли.
Откуда третий путь на «Партизанской»?
Дворец физкультуры, открытый бассейн, ипподром, «стадион холодного оружия, площадки для поднятия тяжестей, площадки для борьбы, стадион тенниса и бокса» — эти и множество других спортивных объектов намеревались живописно расположить на огромной территории, утопающей в зелени и цветах. Идею торжества здорового тела и духа должны были подчёркивать колоссальные скульптуры и колоннады с портиками.
«Комбинат мог пропускать в летний день 20 тысяч человек, в зимний — 10 тысяч. А трибуны единовременно могут вместить 150 тысяч зрителей», — отмечал архитектор. Для сравнения: стадион «Лужники», построенный в 1950-х, был рассчитан только на 100 тысяч человек. Такой размах был связан с тем, что на стадионе собирались устраивать ещё и грандиозные праздники, и шествия. Рядом уже строили метро. В проекте Покровского радиуса столичного метрополитена — от Библиотеки им. Ленина до Измайлова — станция метро так и называлась: «Центральный стадион» (сейчас «Партизанская»).
На платформе даже заложили ещё один, третий, путь для дополнительных поездов.
Плавание в одежде и с винтовкой
В 1930-х годах интерес к физкультуре и спорту в СССР достиг неслыханных масштабов. Тысячи молодых людей и девушек в городах и сёлах сдавали нормы ГТО. Кстати, программа «Готов к труду и обороне» в предвоенное десятилетие включала нормативы не только по бегу, прыжкам, отжиманию, но и по метанию гранаты, переноске тяжестей в виде ящика с патронами. Говорят, британская газета «Таймс» в то время писала, что «у русских появилось новое секретное оружие — ГТО».
Стадион планировали сдать к началу Всемирной спартакиады 1933 года. Эти соревнования проводила международная организация «Красный спортивный интернационал» в противовес Олимпийским играм, в которых Советский Союз тогда не участвовал. Красный спортинтерн объединял спортсменов из числа рабочих более 70 стран мира. Уже была готова программа соревнований. Среди необычных состязаний в бассейне были «прыжки с разбега вперёд головой с трамплина высотой 3 м», «транспортировка утопающего», «командное плавание в одежде, для мужчин — с винтовкой».
Однако спартакиаду перенесли на неопределённый срок, строительство стадиона заморозили. По окончании Великой Отечественной войны центральный стадион решили строить в Лужниках. А на месте недостроя в Измайлове в 1960-х появился типичный советский стадион. Поле использует Институт физкультуры, а помещения под трибунами арендуют различные организации.