«Я считала себя виновной в том, что мой сын наркоман. Ненавидела себя и думала, что его наркомания — это моё наказание» — с такой мыслью обычно приходят в анонимное сообщество «Нар-Анон», где помогают родственникам наркозависимых. Свою историю «ВО» рассказала Анна, учитель из Восточного Измайлова.
В такой семье не может быть…
Странности в поведении сына Андрея она заметила, когда тому было 15 лет: успеваемость в школе упала, появились агрессивность и замкнутость, сын так и норовил сбежать из дома. Но что с ним, не понимала. У Андрея не было ни желания чем-либо заниматься сейчас, ни планов на будущее. В старших классах Анна заставила его ходить на подготовительные курсы и буквально впихнула в Высшую школу экономики. После окончания вуза она по знакомству устроила Андрея на работу. Говорит, что постоянно контролировала сына: требовала сообщать, где и с кем он находится, обзванивала его друзей.
— Но подозрений в наркомании не было вообще! Думала, в нашей семье, где мама учитель русского языка и литературы, а папа врач, такого быть не может. И вот однажды он признался, что наркоман, и попросил помощи. Приехав на дачу, я не узнала сына. Просто зомби: пустые глаза, замедленная реакция, — вспоминает Анна.
Потеряла интерес к жизни
Анна устроила сына в частную наркологическую клинику, где ему вроде помогли. Но через два года всё повторилось.
— Жил он уже отдельно, но постоянно просил деньги: якобы на еду, на одежду, на автостраховку. Разве я могла отказать своему ребёнку?
Андрей перестал за собой следить, мыться, похудел на 10 кг. Вслед за ним угасала и мать. Стала нервной, одолевали страх за сына и хроническая бессонница. Она потеряла интерес к жизни. И всё же в какой-то момент уговорила 25-летнего сына вновь обратиться в наркоцентр. А там врачи порекомендовали Андрею вступить в сообщество Анонимных наркоманов, а его маме — в сообщество родственников наркоманов «Нар-Анон».
Вновь играет на рояле
— Там я поняла, что менять жизнь нужно и мне самой, иначе погибну. То и дело названивая сыну, я получу только отторжение с его стороны. Как вообще один человек, даже очень близкий, может воздействовать на уже взрослого мужчину? Это его жизнь, и за неё он ответственен сам! А мне дали понять, что нужно разорвать порочный круг: перестать жёстко контролировать сына, дать свободу и ему, и себе. Отстаивать свои жизненные границы, научиться быть счастливой, — перечисляет Анна.
В содружестве семейных групп «Нар-Анон» она узнала правило трёх «не»: она не виновата в наркомании близкого человека, не может её контролировать и не может лечить. Значит, свою жизнь необходимо строить независимо друг от друга. Андрей «чистый» уже четыре года. Живёт отдельно, работает. Они встречаются на нейтральной территории. Недавно рассказал, что увлёкся музыкой. Вот так совпадение! Анна тоже недавно вспомнила юность: вновь играет на рояле.
Где встречаются участники группы «Нар-Анон» в ВАО
- Сокольники: Бабаевская ул., 6, комн. 303 (вход со стороны 2-й Боевской улицы, калитка в коричневом заборе с надписью «Клиника Исаева»), вс. в 12.00.
- Перово: ш. Энтузиастов, вл. 44 (храм Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»), пт. в 19.15.
- Соколиная Гора: Медовый пер., 6 (цокольный этаж, дверь в самом конце коридора), сб. в 13.00.
Информация о сообществе — на сайтах naranon.ru и mos.naranon.ru