Егор Староверов из района Измайлово совмещает работу в Музее кочевой культуры и учителя начальных классов. Для того чтобы этим летом отправиться в экспедицию на Русский Север, Егор сам построил карбас — поморскую деревянную лодку с парусами. С командой из пяти человек он прошёл более 550 км по Белому морю и реке Мезени. Собирал местный фольклор и древние предметы быта поморов.
По северной традиции
В Русский Север Егор Староверов влюблён с детства.
— Мама преподавала биологию и каждое лето брала меня на биостанцию в село Ковда Мурманской области, куда ездила со своими учениками. Там я впервые увидел Белое море и карбаса, на которых местные жители ловили рыбу, — рассказывает Егор.
Идея построить свой собственный карбас и отправиться на нём в плавание появилась у Егора несколько лет назад.
— На Севере много труднодоступных деревень, попасть в них летом можно только на лодке. Конечно, можно было купить какуюнибудь современную яхту или шлюпку, но я решил, что это должно быть традиционное для этих мест судно. В одном селе нашёл мастера, который умеет делать карбаса. Договорился, что тоже буду участвовать в строительстве, — говорит Егор.
Даже шторм не испугал
На строительство ушло несколько месяцев. По словам этнографа, свои лодки поморы всегда делали из ели, а до 1920-х годов сшивали корнями. Однако Егор решил немного осовременить конструкцию.
— Мы использовали еловую древесину и кокору — ту часть ствола, которая переходит в корень. Сшили лодку медными заклёпками. Поставили кубрик с каютой и камбузом, а также, кроме парусов, мотор, — делится секретами ноухау Егор.
В июле карбас «Ковда» спустили на воду. Первая часть экспедиции проходила по реке Мезени от села Лешуконское почти до устья реки. Вторая — вдоль побережья Белого моря до Архангельска с заходами в русла рек и остановками в деревнях. По словам Егора, карбас не подкачал: за 15 дней путешествия не было ни поломок, ни течей.
— Несколько раз мы даже выходили в шторм; правда, когда ветер начинал стихать, но волны были всё ещё высокие, — рассказывает Егор. — Нашей лодке всё было нипочём.
Без подарков не отпускали
Больше всего Егора поразили северные гостеприимство и щедрость.
— Буквально в каждой деревне люди сразу же приглашали нас к себе домой, угощали рыбой, грибами, ягодами, топили баню, расспрашивали о путешествии, дарили подарки, — делится он впечатлениями. — В Зимней Золотице местный житель подарил нам ручное сверло, которым ещё его отец и дед сшивали лодки. Оно до сих пор в рабочем состоянии. А в Койде нас зазвала в гости 86-летняя женщина, бодрая и активная, несмотря на возраст. Когда она узнала, что мы собираем фольклор, сразу вспомнила несколько бабушкиных песен и сказок. Есть стереотип, что северные деревни умирают. Но мы, к счастью, увидели обратное. Люди там живут, работают, растят детей.
Следующим летом он хочет вернуться на Русский Север и продолжить экспедицию на карбасе: побывать в деревнях на Онежском полуострове, на Соловках, пройти по Онеге, а потом и вдоль всего побережья Белого моря.