Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 30 Авг 2022 в 12:00 | Текст: Наталья АНОХИНА

Учитель из Измайлова пустился в рискованную экспедицию по Русскому Северу

Егор Староверов из района Измайлово совмещает работу в Музее кочевой культуры и учителя начальных классов. Для того чтобы этим летом отправиться в экспедицию на Русский Север, Егор сам построил карбас — поморскую деревянную лодку с парусами. С командой из пяти человек он прошёл более 550 км по Белому морю и реке Мезени. Собирал местный фольклор и древние предметы быта поморов.

По северной традиции

В Русский Север Егор Староверов влюблён с детства.

— Мама преподавала биологию и каждое лето брала меня на биостанцию в село Ковда Мурманской области, куда ездила со своими учениками. Там я впервые увидел Белое море и карбаса, на которых местные жители ловили рыбу, — рассказывает Егор.

Идея построить свой собственный карбас и отправиться на нём в плавание появилась у Егора несколько лет назад.

— На Севере много труднодоступных деревень, попасть в них летом можно только на лодке. Конечно, можно было купить какуюнибудь современную яхту или шлюпку, но я решил, что это должно быть традиционное для этих мест судно. В одном селе нашёл мастера, который умеет делать карбаса. Договорился, что тоже буду участвовать в строительстве, — говорит Егор.

Даже шторм не испугал

На строительство ушло несколько месяцев. По словам этнографа, свои лодки поморы всегда делали из ели, а до 1920-х годов сшивали корнями. Однако Егор решил немного осовременить конструкцию.

— Мы использовали еловую древесину и кокору — ту часть ствола, которая переходит в корень. Сшили лодку медными заклёпками. Поставили кубрик с каютой и камбузом, а также, кроме парусов, мотор, — делится секретами ноухау Егор.

В июле карбас «Ковда» спустили на воду. Первая часть экспедиции проходила по реке Мезени от села Лешуконское почти до устья реки. Вторая — вдоль побережья Белого моря до Архангельска с заходами в русла рек и остановками в деревнях. По словам Егора, карбас не подкачал: за 15 дней путешествия не было ни поломок, ни течей.

— Несколько раз мы даже выходили в шторм; правда, когда ветер начинал стихать, но волны были всё ещё высокие, — рассказывает Егор. — Нашей лодке всё было нипочём.

Без подарков не отпускали

Больше всего Егора поразили северные гостеприимство и щедрость.

— Буквально в каждой деревне люди сразу же приглашали нас к себе домой, угощали рыбой, грибами, ягодами, топили баню, расспрашивали о путешествии, дарили подарки, — делится он впечатлениями. — В Зимней Золотице местный житель подарил нам ручное сверло, которым ещё его отец и дед сшивали лодки. Оно до сих пор в рабочем состоянии. А в Койде нас зазвала в гости 86-летняя женщина, бодрая и активная, несмотря на возраст. Когда она узнала, что мы собираем фольклор, сразу вспомнила несколько бабушкиных песен и сказок. Есть стереотип, что северные деревни умирают. Но мы, к счастью, увидели обратное. Люди там живут, работают, растят детей.

Следующим летом он хочет вернуться на Русский Север и продолжить экспедицию на карбасе: побывать в деревнях на Онежском полуострове, на Соловках, пройти по Онеге, а потом и вдоль всего побережья Белого моря.

 

 

 

Читайте также

Помощник библиотекаря, курьер, официант…

Где подросткам в ВАО подработать летом

09 Июл 2024 в 12:00

Снизили скорость, добавили парковок

Что в этом году изменилось в округе для участников дорожного движения

08 Июл 2024 в 12:00

Опрос
Столичный Дептранс довольно часто выпускает лимитированные коллекции карты «Тройка». Только на этой неделе вышли карты ко Дню семьи, любви и верности в розовом цвете с сердечками, а также карты с достопримечательностями Москвы и других регионов. А вы покупаете тематические «Тройки»?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело