Тревожные прогнозы о том, что из-за санкций возрастёт количество угонов недорогих европейских автомобилей, стало общим местом в СМИ. По мнению экспертов, их будут разбирать и продавать на запчасти, ведь поставки деталей для машин теперь ограничены. Что и зачем угоняли в Восточном округе в этом году, выяснял наш корреспондент.
Охотятся за старыми авто
По словам начальника 5-го отделения отдела уголовного розыска УВД по ВАО Владимира Головатюка, число угонов с начала этого года не только не увеличилось, а даже снизилось на 20%.
— В прошлом году за этот же период их было 20, в этом — 16, — поясняет он.
В прошлом году злоумышленники чаще всего уводили бюджетные корейские и японские машины: «Хёндай», «Киа», «Тойота». Сейчас ситуация изменилась. Две трети — это автомобили самых разных марок, которым больше 20 лет: «Ауди» 1995 года, ВАЗ-2107 1999 года, «Субару Легаси» 1994 года…
Как правило, их угоняют, чтобы просто покататься, а потом бросить. Краж относительно новых автомобилей в этом году оперативники зафиксировали всего пять: «Киа Рио», «Лады Ларгус», «Киа Стрингер» и двух «Рено Дастер». Пока что их ищут.
— По опыту такие автомобили крадут с целью разобрать на запчасти или перепродать, — подмечает Владимир Головатюк.
Кстати, по его словам, автомобили модели «Рено Дастер» угоняли и раньше с завидной регулярностью.
Жульничают со страховкой
Автовладельцы иной раз имитируют кражи, чтобы получить страховку, а машину перепродать. Так, недавно раскрыли дело о хищении «Лексуса». Хозяин заявил об угоне, перед этим поместив машину в контейнер, чтобы перевезти в Казахстан. Авто было застраховано, и владелец «Лексуса» получил компенсацию 4,5 млн рублей. Однако схему раскрыли, мошенников задержали.
Чтобы обезопасить свой автомобиль, сотрудники полиции советуют оставлять его в пределах видимости камер видеонаблюдения, тогда будет проще отследить похитителя.
Чем больше охранных устройств на авто, тем меньше шанс, что машину украдут, напоминает начальник отдела уголовного розыска. Можно дополнительно поставить кнопку, которая отключает диагностический разъём или блокирует подачу топлива в двигатель.
— Злоумышленникам придётся её искать. А это время. В конце концов угонщик может отказаться от своей затеи, — объясняет Владимир Головатюк.
Рост угонов ещё впереди
Чего ждать от действий угонщиков в ближайшем будущем? Артём Бобцов, один из постоянных экспертов портала «Авторевю» считает, что количество угонов всё же будет расти.
— Их будет становиться больше по мере дорожания запчастей. Это не только моё мнение, но и некоторых страховых компаний, — говорит он. — Чаще станут угонять те автомобили, которые раньше импортировали в Россию, но которые сейчас ушли с рынка. Детали этих моделей авто либо уже закончились, либо иссякнут в ближайшие пару месяцев. Это автомобили «Фольксваген», «Ауди», «Шкода», «Порше».