Летом 1914 года в усадьбе купцов Тарлецких в Новогирееве шли съёмки фильма «Дворянское гнездо». На террасе большого дома, стоявшего в запущенном парке, снималась звезда немого кино Ольга Преображенская. Над картиной работали основоположники отечественного кинематографа режиссёр Владимир Гардин и оператор Александр Левицкий.
О том, как создавалась первая экранизация романа Тургенева, помогают вспомнить мемуары участников и сохранившиеся кадры фильма, вышедшего на экраны в 1915 году.
Хотели снимать под Киевом
Атмосферу усадьбы Гиреево кинематографически зримо передал в своих воспоминаниях оператор Левицкий: «Мы сидели за массивным столом с горящей керосиновой лампой под абажуром. Сквозь раскрытые большие двери на балкон с колоннами виднелись неясные тени огромных лип парка, наполнявших воздух пряным запахом. С дальнего пруда тянуло прохладой, слышалось разноголосое кваканье лягушек, да изредка нарушало тишину мерное постукивание в колотушку сторожа».
Первоначально «Иллюстрацию к роману Тургенева «Дворянское гнездо» – такой подзаголовок носила картина – режиссёр Владимир Гардин планировал снимать под Киевом, на реке Сырце.
За год до этого он снял там свой первый фильм «Ключи счастья». Картина имела огромный финансовый успех, хотя и была признана аморальной: в её основе лежала история о свободной любви. Гимназистов за просмотр «Ключей счастья» могли исключить из учебного заведения.
Однако поездка не состоялась: в Европе было неспокойно. И съёмочная группа решила далеко от дома не уезжать.
Съёмки на съёмной даче
Почему из множества старинных подмосковных усадеб выбор пал на Гиреево? Тогда это было очень модное место. В 1907 году владелец усадьбы Александр Тарлецкий разбил свою землю на участки – получилось около пятисот. Построил дома и начал продавать их или сдавать в аренду – под дачи. В тёплое время сюда ехали артисты, режиссёры, художники. Сдавался и господский дом. Кинофабрика «Тиман и Рейнгардт» летом 1914-го его и арендовала.
Было решено, что съёмочная группа поселится в том же доме. Более того, они весь день ходили в костюмах середины XIX века и называли друг друга именами персонажей. Актриса Ольга Преображенская, игравшая Лизу Калитину, откликалась на имя Лиза, артист Михаил Тамаров, исполнявший роль Лаврецкого – на Федю, артист Владимир Шатерников, не снимавший седой парик и не размывавший грим с морщинами – на «мосье Лемм». Он играл старика-немца, учителя музыки.
Мурка со шляпой
В противоположность ретро-флёру в костюмах и интерьерах, киноаппаратура была просто супер, а съёмочный процесс – новаторским. Некоторые сцены вошли в учебники по операторскому мастерству. Здесь были созданы первые кадры, снятые на поворотном кругу. Левицкий сконструировал это приспособление сам. На крутящейся площадке помещалась часть декорации, которую можно в любой момент повернуть под нужным углом к солнцу, ландшафту или виду на заднем плане.
Не обходилось и без курьёзов. Елизавета Григорьевна Тиман, жена директора киностудии, приехала в Новогиреево с небольшой обезьянкой Муркой. По неизвестным причинам Мурка невзлюбила Ольгу Преображенскую.
«Залезет бывало через окно к ней в комнату, расковыряет и размажет по стеклу грим, рассыплет пудру по столу», – вспоминал Владимир Гардин. Делать замечание супруге директора никто не хотел. Елизавета Григорьевна играла не последнюю роль в руководстве студией: определяла, какие фильмы снимать, каких актёров приглашать, частично финансировала съёмки.
Мурка, почувствовав безнаказанность, распоясалась. Перед самой съёмкой утащила у Преображенской реквизит – соломенную шляпку и залезла на дерево. Вокруг собралась целая толпа, пытающаяся урезонить обезьяну. Приставили лестницу, помощник режиссёра взял швабру и полез на дерево. Эпопея продолжалась несколько часов, но вернуть шляпу так и не удалось.
Конец фильма
Через два месяца работы в напряжённом режиме съёмки 31- минутной картины были завершены. Часть актёров разъехалась по домам, другая вместе с режиссёром и оператором задержались. Утром встретились, как всегда на террасе, за завтраком, начали обсуждать подготовку к новому фильму. Вдруг на крыльцо взбежал извозчик, который обслуживал киногруппу: объявлена мобилизация! Началась Империалистическая война.
Сегодня дом, где всё это происходило, просто так не увидишь: он находится на территории оборонного НИИ. Но если заглянуть в щёлочку ворот со стороны улицы Металлургов, то можно разглядеть светлые дощатые стены, оштукатуренные колонны, ступени и перила крыльца.
Зданию на Металлургов, 4, стр. 6, присвоен статус объекта культурного наследия. Несколько лет назад был разработан проект его реставрации. Но работы пока не начались.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала историка, краеведа Евгения Горского