В феврале этого года в возрасте 88 лет ушёл из жизни Юрий Николаевич Белкин, заслуженный лётчик гражданской авиации, кавалер ордена Красной Звезды, доставлявший специалистов космической отрасли, прежде всего, легендарного Сергея Павловича Королёва, на Байконур. В расцвете своей профессиональной карьеры он жил на 3-й Владимирской улице в Перове. Здесь до сих пор живёт его дочь Анна. Она рассказала нашей газете об отце.
Налетал 28 тысяч часов
Юрий Николаевич родился в Курске. После 7-го класса пришёл в аэроклуб, где научился летать на планере и прыгать с парашютом.
– Отец говорил, что чувствовал себя, как птица. Наверное, именно тогда он понял, что хочет связать судьбу с небом, – говорит Анна.
Юрий окончил лётное военное училище в Оренбурге, потом – Калужскую лётную школу. Получил статус пилота-инструктора и был направлен на работу в Москву. За свою жизнь Белкин пилотировал практически все типы советских гражданских самолётов. И даже на девятом десятке лет говорил, что хоть сейчас сможет вслепую поднять и посадить любой самолёт, за штурвалом которого когда-то сидел. К 55 годам папа налетал 28 тысяч часов.
Посадил горящий самолёт
22 июня 1961 Юрий Белкин находился за штурвалом в качестве второго пилота самолёта Ил-18 на рейсе Москва – Сочи. На борту – 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Когда Ил пролетал над Окой, загорелся один из четырёх двигателей. Экипаж принял решение искать место для посадки. С борта на землю передали: «Садимся в поле. Самолёт горит. Конец связи».
Не выдвигая шасси, с отключёнными двигателями, горящий самолёт спланировал над овсяным полем, проскользил на брюхе метров 500 и остановился.
– Несмотря на полные топливные баки, посадка была настолько аккуратной, что взрыва не произошло. Это настоящее чудо, что никто не погиб, – говорит дочь лётчика.
Все члены экипажа были представлены к наградам. Юрий Белкин получил орден Красной Звезды из рук Леонида Брежнева.
Полёты на Байконур
Авиаотряд, где работал Белкин, обслуживал ЦКБ машиностроения – пилоты возили специалистов на Байконур. После случая с посадкой горящего самолёта отважным лётчиком заинтересовался сам Королёв. Пообщались накоротке. И вскоре Белкин стал командиром Ан-12, специально оборудованного для главного конструктора.
– Папа хорошо чувствовал своего начальника и умел его порадовать. Однажды вёл самолёт в Минводы и специально сместился чуть в сторону от заданного курса. Диспетчер требовал вернуться, но отец долетел до Эльбруса и заложил «горку» (прим. – фигура высшего пилотажа) над вершиной, чем привёл Королёва в полный восторг, – рассказала Анна.
По воспоминаниям Белкина, Сергей Павлович начальником был жёстким, но голос никогда не повышал. Самым страшным его ругательством в адрес недостаточно трудолюбивых сотрудников было: «Вы у меня по шпалам пойдёте!»
Совместных фотографий с Королёвым у пилота не осталось: сниматься с ним было запрещено. Но сохранился автограф Юрия Гагарина на подаренной им же фотокарточке. Первый космонавт не раз бывал пассажиром Белкина во время полётов на Байконур.
Подкармливал белок в Терлецком парке
– Дома папа бывал редко. Но как только появлялось время, мы ходили гулять в парк – у нас и Терлецкий, и Измайловский буквально через дорогу. Там обязательно кормили белочек чем-нибудь вкусненьким.
А ещё Юрий Николаевич был заядлым грибником, радовал домочадцев кулинарными шедеврами.
– Он говорил, что если б не стал пилотом, то стал бы поваром, – вспоминает Анна. – Даже устраивал соревнования с моей бабушкой – а она, между прочим, шеф-повар. Фирменное блюдо – рыбная солянка. Готовил сразу «ведро», точнее восьмилитровую скороварку.