В конце XIX — начале XX века размах благотворительности московского купечества достиг небывалой широты. На средства состоятельных купцов в столице открывались больницы для бедных, приюты, богадельни. На 3-й Сокольнической ул., 5, сохранился, хоть и видоизменённый, дом бесплатных квартир, построенный в 1908 году на средства Эмилии Рахмановой из династии купцов-миллионеров, торговавших хлебом. В советское время здание надстроили, сейчас здесь размещаются офисы.
«По причине расстройства дел»
Эмилия Рахманова умерла рано, в 38 лет. Сохраняя традиции состоятельной старообрядческой семьи, она заблаговременно указала в завещании, что 60 тыс. рублей оставляет на строительство дома для бедных. На сохранившемся старом фото можно увидеть табличку на фасаде: «Домъ безплатныхъ квартиръ имени Эмилии Карповны Рахмановой». Ниже висела икона с лампадкой.
— Бесплатные квартиры предназначались для тех, кто, как было сказано в уставе дома, «случайно впал в бедность либо вследствие потери места, либо по причине болезни или расстройства дел». В доме находилось 15 двухкомнатных и 5 однокомнатных квартир, предоставлявшихся «на время в общем не свыше шести месяцев», — рассказывал о рахмановском доме в Сокольниках историк и москвовед Сергей Романюк в книге о прошлом столицы.
Бесплатные детский сад и столовая
К началу XX века в Москве было несколько десятков домов с квартирами для бедных. Строили их в основном на средства благотворителей. При таком доме, куда чаще заселялись вдовы с детьми, работал детский сад, были мастерские, где обучали мальчиков. Пережить тяжёлые времена жильцам помогала бесплатная столовая. Например, по такому уставу работал один из крупнейших в Москве дом бесплатных квартир братьев Бахрушиных для вдов с детьми, рассчитанный почти на 2 тысячи человек.
Подопечным помогали найти заработок
Газета «Русские ведомости» в начале XX века рассказывала об 11 домах, построенных Братолюбивым обществом снабжения неимущих квартирами. При каждом доме работала школа, был врач и аптекарь. Попечители помогали жильцам найти работу — девушки и вдовы могли зарабатывать рукоделием и частными уроками.
«Своих квартирантов общество ничем не стесняет; каждая семья живёт как угодно, как бы на частной квартире. От жильцов требуется только содержание в опрятности квартиры, запрещается производить шум», — говорилось в газете.
В одном ряду с Бахрушиными и Рябушинскими
Купцы-старообрядцы Рахмановы стоят в одном ряду с меценатами Бахрушиными и Рябушинскими, хотя их фамилия не так на слуху. Отец Эмилии, Карп Рахманов, в Русско-турецкую войну с другими богатыми прихожанами-старообрядцами построил лазарет для раненых воинов в Сербии. По завещанию сестры Эмилии, Агнии Рахмановой, в Москве появилась новая богадельня. А в круг общения их брата Георгия Рахманова, профессора МГУ и издателя, входили историк Василий Ключевский, учёный Илья Мечников, искусствовед Павел Муратов. Такими фактами поделилась в своей книге о Рахмановых исследователь истории и культуры старообрядчества Елена Юхименко.