Выставка «Храм добродетели душа её была…», посвящённая выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой (графине Шереметевой), открылась в музееусадьбе «Кусково», во дворце, в покоях графа Николая Петровича.
В гости к Шереметевым
— Покои — спальню и кабинет — решил превратить в музей ещё внук актрисы Сергей Шереметев, — рассказывает «ВО» Ксения Немова, заведующая отделом научно-просветительной работы и музейных программ. — И сегодня тут сохранено всё так, как было при жизни Жемчуговой. Все экспонаты подлинные — столы, стулья, прочая обстановка. Посетители могут увидеть уникальный октетный стол — стол для музицирования на восемь персон. Из столешницы выдвигались пюпитры для нот, и гости Шереметевых, рассевшись вокруг стола, играли на музыкальных инструментах.
Экспонаты в покоях не спрятаны за стекло, поэтому складывается ощущение полного погружения в прошлое — будто бы ты пришёл в гости к графу и ждёшь появления хозяев.
Польские предки
На выставке можно узнать интересные подробности о театральных ролях Прасковьи Жемчуговой и о необычных фактах её биографии.
— История любви крепостной актрисы и графа — для своего времени не какое-то из ряда вон выходящее событие, но вот то, что он женился на ней, то, что опекунами его сына стали члены императорской фамилии, — это удивительно, — говорит Ксения Немова. — А сама история женитьбы и вовсе выглядит детективом: граф разыскал в архивах некие документы о том, что предками Прасковьи якобы были польские дворяне Ковалевские, попавшие в России в плен и ставшие крепостными. Была ли у них с Прасковьей великая любовь? Несомненно, была. Но был ещё и тот факт, что графу необходим был наследник. И венчались они, когда Жемчугова уже была в интересном положении. К сожалению, через 10 дней после родов она умерла.
Родня графа была категорически против брака. И сегодня есть необычная версия: Прасковью… отравили родные графа. Но организаторы выставки это опровергают: у актрисы был застарелый наследственный туберкулёз, обострившийся от сырого петербургского климата. Болезнь, наложившаяся на беременность и тяжёлые роды, и стала причиной смерти.
Два раза можно, в третий — нельзя
Есть и ещё две легенды, связанные с именем Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой. Первая — что смерть ей нагадала цыганка. Дважды Жемчугова играла в спектаклях, где героиня умирает на сцене. И должна была сыграть такую же роль в третий раз. «Два раза можно, в третий — не смей! Иначе скоро умрёшь по-настоящему!» — предупредила цыганка. Актриса её не послушалась, и действительно скоро её не стало.
Вторая — что в «Фонтанном доме» (один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, стоящий на Фонтанке) промозглыми февральскими ночами можно видеть призрак Жемчуговой. Об этом писала в своей «Поэме без героя» Анна Ахматова.
Музей-усадьба «Кусково»: ул. Юности, 2. Выставка продлится до 15 сентября, цена билета — 100 рублей.