Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 11 Апр 2023 в 13:00 | Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА

Вертолетный гений Михаил Миль

Вертолетный гений Михаил Миль
Фото Григория Матвеева

Михаил  Миль  вошёл  в  историю мировой авиации как основоположник советского вертолётостроения. Вертолёты Ми эксплуатируются более чем в 100 странах мира. До сих пор не побит рекорд крупнейшего транспортного вертолёта Ми-12, способного переносить 40-тонный груз. А всего на вертолётах Миля установлено 60 официальных мировых рекордов.

Конструкторское  бюро  Московского вертолётного завода много лет располагалось в Сокольниках. Сейчас предприятие входит в состав Национального центра  вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова и находится в Подмосковье.

Самый массовый в мире

В  1947  году  в  неприметном  здании на 2-й Рыбинской улице команда Михаила Миля собрала  первый отечественный вертолёт семейства Ми. Мировое признание пришло после триумфального участия СССР в международной авиационной выставке в Париже в 1965 году. «Генеральный конструктор Михаил Миль с командой инженеров, техников и лётчиков представил свои машины Ми-6, Ми-8, Ми-10, перелетевшие  че-рез всю Европу. Подобных по грузоподъёмности и по скорости вертолётов ещё не было. Выставка вызвала не-поддельный интерес среди специалистов», — рассказывала в мемуарах дочь авиаконструктора Елена Миль.

Французская газета «Монд» тогда написала, что «в области вертолётостроения Михаил Миль завоевал пальмовую ветвь первенства». Кстати, показанный на выставке вертолёт Ми-8, разработанный Милем в начале 1960-х, и сегодня остаётся самым массовым в истории авиации. Их используют  почти  в  50  странах  мира: надёжные машины безотказно работают и в Африке, и на Крайнем Севере.

Красная Звезда за выход из пике

Михаил Миль,  ещё  будучи  шестнадцатилетним студентом, сконструировал планер и совершил на нём успешный полёт. Во время испытаний своих вертолётов Миль, несмотря на риски, летал в качестве пассажира, чтобы не упустить малейшие недочёты. Во время Великой Отечественной войны он занимался усовершенствованием боевых самолётов.

По  воспоминаниям  Елены  Миль, про одну из своих наград — орден Красной Звезды — он говорил так: «Я в войну придумал такое устройство, которое выводило пикирующий бомбардировщик Ил-4 из пикирования. Лётчики при пикировании испытывали перегрузки, теряли сознание, а это устройство выводило самолёт из пике даже без воли лётчика».

Отчислили из института за… стулья

Его детство в Иркутске совпало с послереволюционным временем, когда молодёжь страстно увлеклась авиацией. Свою первую модель самолёта Михаил собрал уже в восемь лет. При этом он прекрасно рисовал, музицировал и с лёгкостью осваивал иностранные языки. И всё же победила тяга к небу. Правда, через несколько лет его профессиональное  будущее  оказалась  под  угрозой: Миля отчислили из Томского технологического института после 1-го же курса. «Я пошёл в деканат, где мне объяснили причину отчисления: был сигнал о том, что у нас дома есть мягкие стулья» — так передавала рассказ Михаила Миля его жена Пана Руденко.

В 1920-х годах право на высшее образование было только у рабочих и крестьян. И Михаилу из семьи служащих пришлось зарабатывать пролетарский стаж в химической лаборатории кожевенного завода, где он даже сумел внедрить несколько рацпредложений. Получив отличную характеристику от благодарного завлабораторией, будущий конструктор поступил на авиационное отделение Новочеркасского политехнического института

Читайте также

Почему биологов изгнали с Трёхозёрья

На уникальную биостанцию в Косине до революции стремились попасть учёные из разных стран

25 Окт 2024 в 12:00

Пётр построил на Яузе Хамовный двор

В XVIII веке в Преображенском производили паруса для первой русской флотилии

10 Окт 2024 в 12:00

Необыкновенные концерты Сергея Образцова

Первые спектакли знаменитый кукольник показывал с грузовика во дворах Сокольников

02 Окт 2024 в 12:00

120 лет без переделки

Особняк Носова на Электрозаводской — единственный в Москве архитектурный шедевр, который сохранился в первозданном виде

25 Сен 2024 в 12:00

На рандеву в Сокольники

Свидания с будущей женой Виссарион Белинский проводил на аллеях знаменитого парка

20 Авг 2024 в 12:00

Опрос
Температура постепенно понижается, автолюбителям скоро придется менять резину на зимнюю. Переобуваться обычно советуют, когда среднесуточная температура колеблется около +5 градусов. Ездить зимой на летней резине – опасно, она дубеет и сцепление с дорогой становится хуже. А какую зимнюю резину предпочитаете вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело