Михаил Миль вошёл в историю мировой авиации как основоположник советского вертолётостроения. Вертолёты Ми эксплуатируются более чем в 100 странах мира. До сих пор не побит рекорд крупнейшего транспортного вертолёта Ми-12, способного переносить 40-тонный груз. А всего на вертолётах Миля установлено 60 официальных мировых рекордов.
Конструкторское бюро Московского вертолётного завода много лет располагалось в Сокольниках. Сейчас предприятие входит в состав Национального центра вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова и находится в Подмосковье.
Самый массовый в мире
В 1947 году в неприметном здании на 2-й Рыбинской улице команда Михаила Миля собрала первый отечественный вертолёт семейства Ми. Мировое признание пришло после триумфального участия СССР в международной авиационной выставке в Париже в 1965 году. «Генеральный конструктор Михаил Миль с командой инженеров, техников и лётчиков представил свои машины Ми-6, Ми-8, Ми-10, перелетевшие че-рез всю Европу. Подобных по грузоподъёмности и по скорости вертолётов ещё не было. Выставка вызвала не-поддельный интерес среди специалистов», — рассказывала в мемуарах дочь авиаконструктора Елена Миль.
Французская газета «Монд» тогда написала, что «в области вертолётостроения Михаил Миль завоевал пальмовую ветвь первенства». Кстати, показанный на выставке вертолёт Ми-8, разработанный Милем в начале 1960-х, и сегодня остаётся самым массовым в истории авиации. Их используют почти в 50 странах мира: надёжные машины безотказно работают и в Африке, и на Крайнем Севере.
Красная Звезда за выход из пике
Михаил Миль, ещё будучи шестнадцатилетним студентом, сконструировал планер и совершил на нём успешный полёт. Во время испытаний своих вертолётов Миль, несмотря на риски, летал в качестве пассажира, чтобы не упустить малейшие недочёты. Во время Великой Отечественной войны он занимался усовершенствованием боевых самолётов.
По воспоминаниям Елены Миль, про одну из своих наград — орден Красной Звезды — он говорил так: «Я в войну придумал такое устройство, которое выводило пикирующий бомбардировщик Ил-4 из пикирования. Лётчики при пикировании испытывали перегрузки, теряли сознание, а это устройство выводило самолёт из пике даже без воли лётчика».
Отчислили из института за… стулья
Его детство в Иркутске совпало с послереволюционным временем, когда молодёжь страстно увлеклась авиацией. Свою первую модель самолёта Михаил собрал уже в восемь лет. При этом он прекрасно рисовал, музицировал и с лёгкостью осваивал иностранные языки. И всё же победила тяга к небу. Правда, через несколько лет его профессиональное будущее оказалась под угрозой: Миля отчислили из Томского технологического института после 1-го же курса. «Я пошёл в деканат, где мне объяснили причину отчисления: был сигнал о том, что у нас дома есть мягкие стулья» — так передавала рассказ Михаила Миля его жена Пана Руденко.
В 1920-х годах право на высшее образование было только у рабочих и крестьян. И Михаилу из семьи служащих пришлось зарабатывать пролетарский стаж в химической лаборатории кожевенного завода, где он даже сумел внедрить несколько рацпредложений. Получив отличную характеристику от благодарного завлабораторией, будущий конструктор поступил на авиационное отделение Новочеркасского политехнического института