Москва. Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 17 Янв 2022 в 18:00 | Текст: Виолетта ДЕНИСЕНКОВА

Воспоминания в инверсии: в галерее «Богородское» открылась выставка «Сады.2.0»

 В галерее «Богородское» 4 января открылась новая выставка «Сады.2.0». В этой экспозиции художница Евгения Войнар собрала воспоминания о счастливом детстве, любимой семье и месте, где всегда было тепло. Корреспондент «ВО» побывала в галерее на авторской экскурсии, которую провела художник и автор выставки Евгения Войнар.

Воспоминания, как источник силы

«Сады. 2.0» – это продолжение выставки, открытой еще в прошлом году, но теперь экспозиция дополнена новыми работами: снимками, керамическими фигурами и раритетными предметами интерьера.

Вся экспозиция – это теплые воспоминания художницы о счастливом и теплом детстве, которое она проводила в уютном доме на даче. Тогда была большая и любящая семья, а весь мир и дачные участок казались волшебными. Для художницы это было настоящее место силы. Но время шло, умерли бабушка, дедушка и папа, а участок вместе с домом продали. Для Евгении это был настоящий удар. Спустя время художница переработала свой опыт и решила создать выставку, посвященную детству, и показать зрителям, как из воспоминаний об ушедшем и счастливым детстве можно черпать силы и вдохновение для нового времени.

В центре художник и автор выставки Евгения Войнар. Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

В центре художник и автор выставки Евгения Войнар. Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Картины, фарфор и стекло

Художница собрала предметы интерьера, старые снимки и создала полотна. Вместе с другими художниками появились также фарфоровые скульптуры и стеклянные фигуры – все это стало одной большой выставкой.

Здесь собраны не только воспоминания художницы, по сути, это целый срез и иллюстрация жизни 90-х годов прошлого столетия. На картинах – небольшой участок, деревянный дом, сад и огородик, плоды с которых служили пропитанием для всей семьи, и неповторимый стиль 90-х в одежде героев на картинах.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Немного волшебства

Первая картина на выставке – огромное полотно. На нем изображен дом, дачный участок и девочка с размытым силуэтом, а из трубы от дымовой печи выходят радужные искры.

– Эта картина символизирует воспоминание. Например, размытая девочка – в памяти у нас нет точных очертаний, все немного призрачно. Да и сами воспоминания становятся будто сказочными. Тогда весь мир и мой дом, казалось, были напомнены волшебством, отсюда и разноцветный дым из трубы, – рассказывает Евгения и переходит к другому полотну. – А эта картина может напомнить луну, но на самом деле, так в детстве я видела дно чуть заржавевшего ведра на нашей даче.

В экспозиции есть стол с фиолетовым свечением, вместо скатерти на нем трава – это символ. Все это уже поросло мхом, но теплые воспоминания о семейных посиделках греют до сих пор. Над столом абажур, который бабушка Евгении сделала своими руками из корзины для фруктов и бахромы.

Есть здесь и раритетный шкаф. Ему больше ста лет. Еще бабушке Евгении он достался от ее бабушки – настоящая семейная реликвия. Художница его сохранила и сделала символом – открыл дверцы и погрузился в мир воспоминаний: фарфоровая фигура папы, затуманенные зеркала – атмосферно.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Инверсия и игра со светом

Одна из главных особенностей выставки – картины обретают новый смысл, если смотреть на них через фильтр инверсии. Сделать это можно с помощью телефона. В социальной сети нужно открыть маску «Инверсия».

– В детстве у меня был простенький цифровой фотоаппарат на нем можно было использовать инверсию. Просто включить этот фильтр и через него смотреть в камеру, все становилось совсем в других цветах, загадочным. Этот прием я решила использовать на выставке. Он как бы передает два мира: мир реальности и мир воспоминаний – мир ушедшего в прошлое, – поясняет Евгения. – Сначала я делала картинку в Фотошопе, прогоняла через этот фильтр и только потом рисовала. Важно подобрать нужные цвета и краски, чтобы они заиграли в инверсии. На некоторые работы ушло больше полугода.

Через инверсию можно прогнать почти все работы на выставке. Например, первая картина с девочкой и домом через маску инверсии приобретает волшебные цвета, такие, какими виделся мир маленькой Евгении.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Мир живых и мертвых

Во втором зале выставки игра с инверсией становится еще более символичной. Этот прием как бы разделяет мир реальности и мир после смерти.

Картина: бабушка и девочка на крыльце дома. Бабушка изображена вполне узнаваемыми и естественными цветами, а девочка, дом и дача – в сиреневых тонах. Если посмотреть на картину сквозь фильтр инверсия, все меняется. Вот уже реалистичные пейзажи и вполне реальная девочка, а бабушка совершенно в других тонах, призрачных, потусторонних. И девочка – это маленькая Евгения, и природа, – все еще есть, а бабушки больше нет.

На соседней картине мужчина сидит за столом. Человек вполне осязаем, в натуральных красках, а природа за ним в фиолетовых нереалистичных тонах. В инверсии – все наоборот, вот уже натуральные цвета осени, деревья и небо, а мужчина – это папа художницы, превратился в призрачные очертания.

Флешбеки из девяностых

На одной из картин сидит девочка – маленькая Женя среди целой заросли тюльпанов. Девочка улыбается. Ей цветы нравятся, а для ее семьи это и новый источник пропитания, и своеобразная боль.

– Моя семья была очень образованной, уважаемые инженеры – наука, открытия. Но в 90-е годы жизнь стала совсем другой. Пришлось адаптироваться. Мы выращивали тюльпаны и продавали их на рынке. На вырученные деньги мы могли починить машину или купить фруктов. Для семьи же это была настоящая драма, боль. Сколько унижений стоило пройти, стоя на рынке, моим родным, чтобы получить эти деньги, – поясняет Евгения.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Рядом стоит столик на них фарфоровые тюльпаны, бутоны перевязаны резинками.

– Это обычные резинки для денег. Раньше зарплату выдавали наличными деньгами, перемотанными вот такими резинками. Денег, которые родители получали на своих предприятиях, не хватало. Зато резинки от них оказывали нам добрую службу. Ими мы обматывали бутоны тюльпанов, чтобы они не распустились до приезда на рынок и цветы не потеряли товарный вид, – поясняет Евгения.

В огнях неона

– Мы любили собирать вырезки из журналов с красивыми экзотическими растениями и мечтали вырастить эти цветы в своем саду, но эти мечты так и остались мечтами. У меня остались сами картинки. Я их написала на холсте, – поясняет Евгения.

Если посмотреть на эти картины через инверсию, можно увидеть невероятной красоты цветы. Стою любуюсь, и тут куратор выставки гасит свет. Зажигаются ультрафиолетовые лампы. Картины заиграли неоновым свечением – это символ мечты, художница показала, как ей маленькой виделись эти растения.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Заключительная экспозиция – дачный пейзаж на холсте, а рядом на ниточках подвешены птицы из стекла. Таких пернатых Евгения как-то раз сделала в детстве из бумаги и развесила на деревьях по участку, просто, чтобы поднять настроение своим родным. У нее получилось. Здесь они стали стеклянными, выполнены профессиональным мастером. Птицы большие и красочные, напоминают леденец – это метафора, сладких детских воспоминаний о любви и уюте.

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Фото предоставлено галереей «Богородское». Фотографии экспозиции: Ирина Кара

Выставка продлится до 25 января. Стоимость просмотра – 100 рублей. Просмотр с экскурсией – 250 рублей.

Выставочный зал Богородское находится по адресу: Открытое шоссе, д. 5, корп.6.

 

 

 

Опрос
В столичных парках, многих торговых и культурных центрах начали появляться ящики для писем Деду Морозу. Новогодняя почта будет работать почти до конца января, все письма обещают доставить в Московскую усадьбу главного зимнего волшебника. А вы или ваши дети писали письма Деду Морозу?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело