Восточная станция водоподготовки Мосводокана ла обеспечивает чистой водой не только наш округ, но и Юго-Восточный, и несколько районов Центрального. На днях ей исполнилось 85 лет. Корреспондент «ВО» побывал на станции и выяснил, как очищают воду перед подачей в жилые дома.
Как на ВДНХ
Станция занимает 120 га в районе Восточный — громадный комплекс! Попасть на территорию просто так не получится: она серьёзно охраняется. А оказавшись внутри, словно телепортируешься на ВДНХ. Большинство зданий построено в стиле сталинского ампира. Их венчают скульптуры рабочих с инструментами в руках; детей, глядящих в светлое будущее. На фасадах некоторых цехов сохранилась мозаика, окна витражные, у входов бьют фонтаны.
— Строительство станции было делом государственной важности. В начале 1930-х годов Москва-река уже не могла обеспечить чистой водой всю столицу. Она попросту начала мелеть. Поэтому было решено построить канал имени Москвы и наш комплекс. Его, кстати, возвели всего за 22 месяца, — рассказывает главный инженер станции Кирилл Звягин.
Чистый четверг — трудный день
Вода сюда попадает из Волги. По каналу им. Москвы она доходит до Учинского водохранилища. Оттуда по Акуловскому каналу идёт прямо на территорию комплекса в так называемый ковш. Это дугообразный искусственно созданный водоём, где всегда хранится запас на чёрный день.
— По пути к нам на Акуловском канале есть несколько регуляторов. Там операторы контролируют объём подачи воды. Если его увеличить, то к нам дополнительная вода придёт только через двое суток. Затем «ковш» и нужен, — поясняет главный инженер. — Например, на чистый четверг перед Пасхой. В это время москвичи используют очень много воды. А в 1990-х, когда я только устроился сюда, самым трудным днём было 31 декабря.
Впрочем, масштабы потребляемой воды тогда и сейчас просто несопоставимы. В последние годы Восточная станция подаёт в город в среднем 400 кубов чистой воды в сутки. В прошлые времена было в три раза больше!
Как видно, тенденция к экономии воды в домашних хозяйствах сделала своё дело.
Озонируют, коагулируют, фильтруют
Схема очистки следующая. Вода из «ковша» проходит сначала через решётки, которые отсеивают ветки, листья и прочий мусор. Затем 14 насосов перекачивают её в блок озонирования. Здесь в воде уничтожаются все органические вещества. Озон, к слову, получают на станции из воздуха с помощью специальных установок.
Следующий этап проходит в отдельной камере. Сюда по трубам доставляют гипохлорит натрия и два коагулянта на основе солей алюминия. Вода в камеру подаётся под напором из нескольких фонтанов в форме грибов. Такая форма нужна, чтобы реагенты лучше смешивались.
— Коагулянты собирают на себя всю отмершую органику, а гипохлорит натрия обеззараживает воду, — отмечает Кирилл Звягин. Затем вода отстаивается и направляется на фильтрацию через слой калиброванного кварцевого песка, далее идёт на вторичное хлорирование (обеззараживание). И только после этого воду можно считать питьевой.
Контролируют качество по 60 показателям
За качеством воды на всех этапах очистки следят в лаборатории станции. Заведующая ею Елена Кочанова отмечает, что контроль проводят как вручную, так и с помощью автоматики.
— Проверяем качество воды по 60 показателям: мутность, цветность, остаточные хлор, алюминий, аммоний и прочее. В сутки делаем 1 тысячу анализов, — говорит она.
Сейчас в лаборатории смотрят, сколько остаточного хлора сохранилось в питьевой воде. Концентрация должна быть от 0,8 до 1,2 мг на литр.
— Содержание — 1,1. Превышений нормы нет, — рапортует лаборант Галина Романова.
Заведующая добавляет, что почти за 30 лет, что она здесь работает, отклонений норм в питьевой воде так ни разу и не выявили. Она подаёт мне стакан очищенной воды. Пробую. Не родниковая, конечно. Но пить можно, не опасаясь за своё здоровье.