Уральская сова, или длиннохвостая неясыть, похоже, облюбовала наш регион. Этот вид стал гнездиться в московских лесопарках. Почему это произошло? Хорошо это или плохо? На эти и другие вопросы корреспонденту «ВО» ответил руководитель проекта «Орнитарий» в Сокольниках Вадим Мишин.
Подкормили дроздов им на радость
Уральская сова и раньше прилетала в Московский регион зимовать. А теперь стала встречаться всё чаще — и в парке «Сокольники», и в Лосином Острове. По словам Вадима Мишина, в наших лесных зонах зафиксированы гнездовья этих птиц.
— Всё дело в кормовой базе, — говорит Вадим Мишин. — Жители мегаполиса активно подкармливают птичек, часть корма падает на землю, их радостно поедают мышевидные грызуны — полёвки, крысы и другие. А это основной объект охоты уральских неясытей. Отчего бы им тут не остаться?
Любопытный факт: в столичном регионе сегодня остаётся зимовать много дроздов. Именно на них охотится уральская неясыть.
Снимал птенцов — лишился глаза
Уральская неясыть — птица крупная, весом в среднем около 1 кг. Размах крыльев — более метра. Её называют самой агрессивной совой России: она охотится на всё пернатое и мохнатое размером до тетерева или зайца, даже на лису. Не брезгует и себе подобными: гостья с Урала может полакомиться более мелкой ушастой неясытью, характерной птицей нашего региона.
В теории эта сова может охотиться на кошек или мелких собак. Хотя таких случаев, заверил орнитолог, в столичном регионе не зафиксировано.
— Для человека совы опасности не представляют, — добавил он, — но только если вы не подходите близко к гнездовью. В противном случае сова может вас атаковать, как, впрочем, и другая хищная птица. Особенно нежелательно подходить к совёнку, который кажется таким милым и беспомощным.
Поверьте — с ним всё в порядке, а папа с мамой где-то рядом. Знаменитый английский фотограф дикой природы прошлого века Эрик Хоскинг приблизился к гнезду неясыти и лишился глаза.
На смену бородатым…
Сегодня широко известна история с красноухими черепахами. «Любители природы» выпускали их в наши московские водоёмы, и вот печальный итог: красноухие агрессоры практически полностью вытеснили сегодня коренных обитателей — болотных черепах. Не получится ли нечто похожее с уральскими гостями? Не станут ли они инвазивным видом, угрожающим биологическому равновесию лесопарков столицы? Не вытеснят ли ушастую неясыть и других хищных птиц, например ястреба или пустельгу?
— Волноваться не стоит, — говорит Вадим Мишин. — Ни о какой инвазии речь не идёт. Уральская сова — сумеречная птица, а ястреб, пустельга охотятся днём. Вообще уральские гостьи — всего лишь замещение. В нашем регионе ушастая неясыть, другие виды сов прекрасно сосуществовали вместе с бородатой неясытью — этот хищник не менее сильный и агрессивный, чем уральская длиннохвостая. И в Сибири та же ушастая неясыть и другие виды совиных прекрасно уживаются. Место бородатой неясыти, которую у нас сохранить не смогли, скорее всего, займёт гостья с Урала. Природа не терпит пустоты.