В светской компании, чтобы не смущать людей, он говорит, что работает строителем. Отчасти это так и есть: иерей Василий Щур уже девятый год строит храм в Соколиной Горе. Не один, конечно, вместе с прихожанами и благотворителями. Руководителем стройки его назначило священноначалие, а вот благословение на это дал преподобный Александр Свирский — северорусский святой XVI века, врачеватель и чудотворец. Отец Василий так считает. И не без оснований.
Картина как пророчество
Звонок в декабре 2013-го застал его врасплох: «Отец Василий, вы назначены строить храм на улице Гаражной». Он даже растерялся, подумал про себя: «Мне всего двадцать восемь, неужели не нашли священников постарше и поопытнее?» «А в честь кого будет храм?» — спросил он. «В честь преподобного Александра Свирского», — был ответ.
У него даже холодок по коже пробежал. За полгода до этого звонка их с женой Вероникой пригласили в загородный дом знакомые разговеться после петропавловского поста. В разгар застолья хозяин дома вдруг пригласил батюшку в свой кабинет, перемолвиться. Показал картину, которую приобрёл накануне в монастыре преподобного Александра Свирского во время паломнической поездки. Сюжет канонический — явление Святой Троицы преподобному Александру. Хозяин дома сказал: «Пока мы сидели за столом, мне будто шепнул кто-то: отдай картину отцу Василию».
Только через полгода открылся истинный смысл подарка.
— Картина сейчас висит в храме на Гаражной, на клиросе, там поёт хор во время службы. Преподобный каждый раз благословляет певчих, — рассказал отец Василий.
С чего начать?
Через несколько дней после звонка он поехал на Гаражную сам. Поспрашивал прохожих, где тут храм строится, те в ответ лишь пожимали плечами. Тогдашний глава управы Соколиной Горы Александр Аксёнов всё выяснил, перезвонил: «Отец Василий, у торца дома 5 можно молиться, там место для храма выделили». Он обрадовался: значит, на Крещение будет тут первый молебен с освящением воды.
«А как же поиск подрядчиков, проектно-сметная документация? Не с этого разве стройка начинается?» — спросил я у настоятеля. «Я так подумал: чем скорее здесь прозвучит первая молитва, тем быстрее Господь и со стройкой всё управит», — ответил настоятель.
Так оно и вышло. Правда, снова без чудес не обошлось.
Казалось бы, простой песок…
К весне 2015-го в строительной бытовке, которую прихожане вместе с батюшкой переделали в часовню, перестали помещаться все желающие. Отец Василий и ещё человек десять из прихода поехали на Валаам, к святому Александру Свирскому. Три дня просили помощи у преподобного. Только вернулись — звонок из строительной компании: вам храм не нужно построить?
Следом — звонок от директора соседнего автокомбината. Рассказал он, что давно мечтал поблизости часовенку соорудить, скопил полмиллиона. А окончательный расчёт со строителями помог произвести один сотрудник «Газпрома». Его экзема на руках замучила, никакие деньги не помогали. И однажды в монастыре Александра Свирского по совету монаха погрузил он руки в песок, который находится в часовне. Пока шёл до корабля, язвы затянулись, а спасибо сказать преподобному всё никак не случалось. «Хочу отблагодарить. Вот миллион рублей», — сказал он отцу Василию.
Забег на длинную дистанцию
Настоятель мечтает, чтобы службы в храме шли каждый день. Но пока времени хватает на две-три литургии в неделю: батюшка один в храме служит. Остальное время занимает новая стройка, уже возведён цокольный этаж каменного храма. Благотворителя помог найти сам Патриарх Кирилл.
В детстве отец Василий неплохо бегал на средние дистанции – 1,5 и 3 километра. Хотел даже поступать в институт физкультуры. Но однажды по просьбе мамы зашёл в храм Параскевы Пятницы в родном городке Житковичи (это белорусское Полесье). Там стал алтарником, и местный батюшка обрисовал ему бесхитростную схему: выучишься на физрука — в алтаре служить уже не сможешь, а если станешь священником, ну кто тебе запретит пробежку сделать или на турнике подтянуться?
Он поступил в Николо-Перервинскую духовную семинарию. На этой «длинной дистанции» случилась у него любовь к Веронике, студентке Свято-Тихоновского института, венчание, рождение двух деток, трёхлетняя командировка на Камчатку, служение в московских храмах, настоятельство. Дистанция, конечно, длинная. Но он надеется с Божьей помощью её одолеть.